Цикл занятий для учащихся 1 классов «Уроки Светофорика» (ч.2)

Авторский коллектив учителей начальных классов ГБОУ СОШ № 307

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Валяева Е.Б., Сергеева С.А., Филиппова С.М.



Цикл занятий для учащихся 1 классов
«Уроки Светофорика»
Призёр районного конкурса методических разработок по ПДД
(часть 2)



Занятие 3

Тема: Дорожные знаки. Специальные машины.
Цель: Познакомить с дорожными знаками и научить пользоваться ими на практике.
Задачи:
1. Дать представление о видах, формах и значении дорожных знаков.
2. Научить различать дорожные знаки для безопасного перехода.
3. Познакомить с машинами особого назначения.
4. Воспитывать сознательное отношение к соблюдению Правил дорожного движения.
Оборудование: презентация, рисунки с изображением знаков, листочки с заданием; цветные карандаши.
Новые слова: дорожные знаки, ГИБДД.

ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Орг. момент.

Светофорчик: К вам приятно приходить.
Про движение учить.
Много правил, много тем.
Повторим, но, а затем.

Знанья новые возьмём.
Всё изучим. Всё поймём.

II. Повторение пройденного.

Светофорчик - Отвечайте дружно на мои вопросы.
* Как называется полосатое орудие труда инспектора ГАИ?
А. Жезл.
Б. Дубинка.
В. Скипетр.
Г. Указка.

* Как в широких народных кругах называется размеченный пешеходный переход?
А. «Тельняшка».
Б. «Зебра».
В. «Тигр».
Г. «Стоп-машина».

* Как называют малозаметные неровности на дороге для снижения скорости автомобиля у пешеходных переходов?
А. Полоса препятствий.
Б. Лежачий полицейский.
В. Слепой постовой.
Г. Безработный инспектор.

* Как называется площадка, на которой может остановиться пешеход при переходе дороги?
А. Мыс спасения.
Б. Островок безопасности.
В. Земля надежды.
Г. Поле чудес.

* Краской какого цвета наносят горизонтальную дорожную разметку?
А.Красного.
Б. Зелёного. (Или жёлтого)
В. Белого.
Г. Чёрного.

* Как называется затор транспорта на перекрёстках крупных городов?
А. Затычка.
Б. Пробка.
В. Заглушка.
Г. Крышка.

III. Изучение нового материала

Светофорик – Складывая буквы, вы, ребята, учитесь читать. Точно так же по дорожным знакам «читают» улицу водители. Дорожные знаки рассказывают, где, куда, с какой скоростью, кому можно двигаться. Именно поэтому их называют дорожной азбукой.
Вы, наверное, обращали внимание на то, что дорожные знаки бывают и треугольными, и прямоугольными, и круглыми, что они различаются по цвету. В зависимости от формы, окраски знака меняется и его значение. По своему значению дорожные знаки делятся на 7 групп: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, приоритета, сервиса, дополнительной информации. (Приводит примеры из каждой группы.)
А вы знаете, откуда к нам пришли дорожные знаки? О дорогах заботились наши предки ещё, когда ездили на лошадях или ходили пешком. В степи укладывали камни и ставили столбы, а в лесу делали затёсы на деревьях и вешки из сучьев. На перекрёстках устанавливали каменные или деревянные кресты, строили часовни. Верстовые столбы стали полосатыми при Петре 1, повелевшем окрашивать их в цвет русского национального флага, потому что «полосатость» хорошо просматривалась на расстоянии. Позже на столбах, расположенных на перекрестках, стали делать надписи о том, куда ведёт «путь-дорога». Пока скорость экипажа лошадей не превышала 20 км/ч, об особых дорожных знаках не помышляли. Появление автомобилей заставило взглянуть на средства передвижения с позиции безопасности. Граждане опасались возможности аварии на дорогах. В 1903 году во Франции приняли Акт по моторным машинам об установке знаков перед перекрёстками, опасными поворотами и прочими «ужастями». Через несколько лет стало ясно, что и без запретов не обойтись. В 1908 году в Париже состоялся международный дорожный конгресс, где участие принимала и Россия. На конгрессе шла речь о требованиях к установке знаков.
Почти за 100 лет с этого времени количество знаков увеличилось, они меняли свой вид. Изменения шли параллельно с усовершенствованием самих средств передвижения. Поскольку опасность возрастает пропорционально скорости, внимание к дорожным знакам и к их установке возрастает.
- А вот и мои помощники - знаки. Они сейчас вам сами про себя расскажут. (Учащиеся 3-их классов выходят со знаками и рассказывают)

Парад дорожных знаков

Знак "Въезд запрещен":
1-
Знак водителей стращает,
Въезд машинам запрещает!
Не пытайтесь сгоряча
Ехать мимо кирпича!

Знак "Пешеходный переход":
2-
Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты, водитель, не грусти,
Пешехода пропусти!

Знак "Движение без остановки запрещено":
3-
Ты, шофер, не торопись,
Видишь знак, остановись!
Прежде чем продолжить путь,
Осмотреться не забудь.

Знак "Движение пешеходов запрещено":
4-
В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
"Вам ходить запрещено!"

Знак "Место стоянки":
5-
Коль водитель вышел весь,
Ставит он машину здесь,
Чтоб, не нужная ему,
Не мешала никому.

Знак "Поворот запрещен":
6-
Эти знаки на пути
Ни за что не пропусти.
Есть у них одна забота –
Запрещать нам повороты.

Знак "Остановка запрещена":
7-
Здесь машину не грузи,
Не паркуй, не тормози.
Этот знак всем говорит:
"Тот не прав, кто здесь стоит!"

Знак "Стоянка запрещена":
8-
Тормозить здесь можно смело,
Но нельзя стоять без дела.
Пассажиров ты сажай
И скорее уезжай!

Знак "Подземный пешеходный переход":
9-
Знает каждый пешеход
Про подземный этот ход.
Город он не украшает,
Но машинам не мешает!

Знак "Место остановки автобуса, троллейбуса, трамвая и такси":
10-
В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать.

Знак "Дети":
11-
Посреди дороги дети,
Мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель,
Будь внимательней, водитель!

Знак "Подача звукового сигнала запрещена":
12-
Эй, водитель, не гуди,
Шумом спящих не буди.
Не пугай гудком прохожих,
Ведь и сам оглохнешь тоже.

Знак "Железнодорожный переезд":
14
Не один здесь знак, а много:
Здесь железная дорога!
Рельсы, шпалы и пути –
С электричкой не шути.

Знак "Дорожные работы":
15-
Знак "дорожные работы".
Чинит здесь дорогу кто-то.
Скорость сбавить нужно будет,
Там ведь на дороге люди.

Знак "Дикие животные":
16-
Бродят здесь посредь дороги
Лоси, волки, носороги.
Ты, водитель, не спеши,
Пусть сперва пройдут ежи!

Знак "Пункт первой медицинской помощи":
17-
Если кто сломает ногу,
Здесь врачи всегда помогут.
Помощь первую окажут,
Где лечиться дальше, скажут.

Знак "Больница":
18
Если нужно вам лечиться,
Знак подскажет, где больница.
Сто серьезных докторов
Там вам скажут: "Будь здоров!"

Знак "Автозаправочная станция":
19-
Не доедешь без бензина
До кафе и магазина.
Этот знак вам скажет звонко:
"Рядышком бензоколонка!"

Знак "Телефон":
20
Если нужно дозвониться
Хоть домой, хоть заграницу,
Знак поможет, скажет он,
Где искать вам телефон!

Знак "Гостиница":
21-
Если долгим был твой путь,
Надо лечь и отдохнуть.
Этот знак нам говорит:
"Здесь гостиница стоит!"

Знак "Пункт питания":
22-
Коли вам нужна еда,
То пожалуйте сюда.
Эй, шофер, внимание!
Скоро пункт питания!

- Ребята, кто самый известный дорожный регулировщик? Его знают дети и взрослые. (Ответы детей)
- Ну конечно, это дядя Стёпа. (слайд)
- Он сегодня приехал к нам в гости. Он служит в ГИБДД. Давайте разберёмся, что означает это слово.
Г – государственная
И – инспекция
Б – безопасность
Д – дорожного
Д – движения

В ГИБДД есть служба, которая называется дорожно-патрульная (ДПС). В ней работают инспекторы. Они управляют дорожным движением, следят за соблюдением Правил дорожного движения водителями, пешеходами, пассажирам, обеспечивают безопасность на проезжей части.
Работники ГИБДД ездят по дорогам на патрульном автомобиле и следят за порядком на дороге.
Дядя Стёпа: - Я расскажу вам о машинах, которым все водители должны уступать дорогу. Они мчатся, гудя на всю улицу, не останавливаясь на перекрёстках.
- Может кто-нибудь знает , о каких машинах я говорю? (Варианты детей).
Пожарную машину (слайд) пропускают без задержки, потому что пожарным нужно как можно скорее потушить огонь. Вы, ребята, конечно, знаете, что в случае пожара нужно звонить по телефону 01.

Инсценировка ОТВАЖНАЯ МАШИНА (П. Синявский) – уч-ся 3-их классов.

По городу мчится машина –
В машине и ночью, и днём
Спешит боевая дружина
На грозную битву с огнём.

Пожар – это вам не игрушки,
Не зря он зовётся бедой.
И снова пожарные пушки
Огонь заливают водой.

И снова торопится лестница
На крышу за рыжим котом
И пена с шипением пенится,
Спасая от пламени дом.

Победа! Пожар потушили!
В гараж возвращаться пора.
И тут же к отважной машине
Сбегается вся детвора.

Пожарные люди не жадные,
Их долго не нужно просить -
И пушку покажут пожарные,
И каску дадут поносить.

Пожарные в пламя бросаются,
Выносят из дыма котов,
И лучшие в мире красавицы
Им дарят букеты цветов.

- Машины полиции (слайд) торопятся на вызов, если кому-то угрожает опасность.

Инсценировка С МИГАЛКОЙ НА К МАКУШКЕ (П. Синявский)

Дежурной легковушке
С мигалкой на макушке
В один и тот же час
Вручается приказ:

— Включить свою мигалку!
Нажать на завывалку!
И двигаться к дворам,
Где шум и тарарам!

Машина сможет задержать
Любого нарушителя,
Который станет обижать
Воспитанного жителя.

И задрожат у драчуна
Коленки и поджилки,
И скажет гражданам она
Из громкоговорилки:
- Задиры, задаваки!
И просто приставаки!
Кто срочно не исправится —
В полицию отправится!!!

И нету драк, и нету ссор,
И дружно радуется двор:
- Спасибо легковушке .

Машина «Скорой помощи» (слайд)всегда спешит, пото¬му что врач должен срочно оказать помощь больно¬му или больного нужно срочно доставить в больницу. От быстроты приезда «Скорой помощи» очень часто зависит жизнь человека.
Кстати, вы помните телефон «Скорой помощи»?
Правильно, 03.

Инсценировка БОЛЬНИЦА НА КОЛЁСИКАХ (П. Синявский)

У дворняжки Тузика
Заболело пузико.
Гладит Тузик свой живот,
Помощь скорую зовёт.

Удивляя всю столицу,
От бабусь до малышат, —
Мчится к Тузику больница,
Аж колёсики визжат!

Всё. Приехали. Ура!
Стали думать доктора:
Как дворняжку выручить?
Чем бедняжку вылечить?

Ни одной таблетки горькой
В Тузиковой миске —
Положили в миску горкой
Тридцать три сосиски.

Съел сосиску — и здоров!
Тузик хвалит докторов:
- Ах, какую вкусноту
- Прописали животу!

Каждый день бы так лечиться! —
Но сказали доктора:
- Заводи мотор, больница,
Ехать к ёжику пора.

III Практическая деятельность.

У вас на столах лежат конверты с дорожными знаками. Я буду называть обозначение знака, а вы должны этот знак показать. (Дядя Стёпа показывает 8 знаков)
- Молодцы. Все знаки угадали.
- Давайте поиграем. Отвечайте быстро на мои вопросы.
* Какой формы в России запрещающие дорожные знаки?
(Круглые.)
* Какое слово написано на дорожном знаке, единственном, который имеет восьмиугольную форму?
(Стоп.)
* Хвойное или лиственное дерево изображено на дорожном знаке «Место отдыха»?
(Хвойное.)
* О железнодорожном переезде какого типа предупреждает знак с изображением паровоза: со шлагбаумом или без?
(Без шлагбаума.)
* Сколько белых стрелок изображено на дорожном знаке «Круговое движение»?
(Три.)
* Какие два столовых прибора изображены на дорожном знаке «Пункт питания»?
(Вилка и нож.)
* Что означает дорожный знак, широко известный под названием «кирпич»?
(Проезд запрещён.)
* Как в ПДД называется предупреждающий знак с изображением фигуры лося?
А. «Свирепые животные».
Б. «Редкие животные».
В. «Дикие животные».
Г. «Сказочные звери».
* Какой знак препинания задействован в азбуке дорожных знаков?
А. Вопросительный знак.
Б. Двоеточие.
В. Восклицательный знак.
Г. Многоточие.
(«Прочие опасности». Очень просит знак дорожный ехать очень осторожно!)
* Это что за чудо-юдо, два горба, как у верблюда? Треугольный этот знак, называется он как?
А. «Русские ухабы».
Б. «Неровная дорога».
В. «Американские горки».
Г. «Неправильная дорога».
* Какой элемент экипировки обязателен для мотоциклиста согласно действующим ПДД РФ?
А. Краги.
Б. Очки.
В. Шлем.
Г. Куртка.

IV Рефлексия.

- А где вы видели такие знаки? Помогли они тебе сориентироваться?
V Подведение итогов.

Светофорик: Ну, опять вы удивили.
Знаньями вы покорили.
Ставлю вам оценку « пять».
Буду снова проверять.
Вы меня, ребята, ждите.
Мои правила учите.

Игра по станциям « Путешествие в город Безопасности».

Цель: Проверить знания и умения учащихся 1-ых классов по Правилам дорожного движения , полученные за первый курс занятий.
Задачи:
1. В игровой форме закрепить знания о Правилах дорожного движения.
2. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями.
3. Воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве.
4. Создать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.
5. Воспитывать умения согласовывать свои действия с партнерами, умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.

Игра предназначена для учащихся 1 – ых классов. В каждой команде по 15 человек от класса. Отличительными знаками каждой команды являются галстуки разных цветов и название команды. Каждую команду сопровождает на станции два ученика – шефа из 3-их классов. Ведущими игры являются подготовленные дети 3 –их классов. В жюри 2 ученика из 3-го класса и один педагог. Станций шесть. Под станции отводятся кабинеты начальной школы, оформленные по теме игры, компьютерный класс и спортивный зал. На каждую станцию отводится по 5 минут. Баллы выставляются по количеству правильно выполненных заданий.

Ход игры
1. Приветствие команд. Вручение маршрутных листов.
Светофорик - Снова встрече с вами рад.
Все готовы для наград?
Тогда смело в путь иди.
Ждёт победа впереди!

- Капитанам команд получить маршрутный лист. (У каждой команды свой маршрут. Мы приводим образец карты одной команды).
Безымянный-4
Отправляемся в путешествие в город Безопасности. Желаю удачи!

2. Игра.
1 станция - Проспект знаков.
Малыш, запомни знаки
Дорожного движения,
Тогда гулять ты будешь
Без всяких осложнений.

Детям предложены элементы знаков Дорожного движения.
- Соберите и назовите как можно больше знаков. (Приложение 1.)

2 станция – Переулок нарушителей.
Вот он горе – ученик.
Он учиться не привык.
Отправляйся ты, дружок,
Снова в школу на урок.
Нам без правил ведь, друзья,
Не прожить сейчас и дня.
Очень правила нужны,
Очень правила важны.

- Закрась нарушителей Правил и их следы красным цветом, а тех пешеходов, которые не нарушают Правила, и их следы – каждого своим цветом. (Приложение 2)

3 – станция – Перекрёсток Светофорика.

Красный, жёлтый и зелёный –
Это голос светофорный.
Говорит он : «Стой! Иди!»
Если жёлтый – «Погоди!»
Задача команды состоит в том, чтобы разо¬браться в дорожной ситуации и принять правильное решение. Командам раздаются конверты с описанием различных дорожных ситуаций и вопросами.
Первая ситуация: Дети (два мальчика и три девочки) вышли изшколы. Когда они подошли к пешеходному переходу, зеленый сигнал уже начал мигать. Мальчики побежали через дорогу, а девочки остались дожидаться следующего сигнала.
Вопрос: сколько детей правильно перешло дорогу? Почему? (Ответ: три девочки. Зеленый мигающий сигнал светофора предупреждает, что сейчас включится красный. Безопаснее дождаться следующего зеленого сигнала. Бежать через дорогу опасно.)
Вторая ситуация: Из автобуса вышли шесть человек. Трое перешли дорогу по пеше¬ходному переходу, двое обошли автобус спереди, один остался на остановке.
Вопрос: сколько человек поступили правильно?
(Ответ: трое. Нужно переходить дорогу по пешеходному переходу.) Третья ситуация: Семеро ребят играли в мяч на проезжей части. Двое ушли. Осталь¬ные продолжали играть на дороге.
Вопрос: сколько ребят поступили правильно?
(Ответ: ни одного. Играть на проезжей части запрещено.)

4 – станция – Аллея Знатоков. (см. презентацию)

Правила движения.
Выполняй без промедления.
Будешь крепок и здоров.
И к труду всегда готов.

- Сейчас я проверю, а хорошо ли вы знаете Правила движения.
Викторина на компьютере. Каждый участник команды работает за персональным компьютером.
Затем команда выполняет задание. Поставь знак на картинку. (Приложение № 3)

5 – станция – Бульвар Художников.

Садись сюда скорей, дружок.
Посовещайся в свой кружок.
И нарисуй дорожный знак.
Он выглядит, а ну-ка, как?

- Вы должны посовещаться и на мольберте нарисовать новый знак дорожного движения , которого ещё нет, но обязательно он пригодится в нашем городе Безопасности.

6 – станция – Площадь Движения.

Асфальтом улицы мостятся,
Автомобили быстро мчатся,
Бурлит в движенье мостовая,
Бегут авто, спешат трамваи.

Эстафета. Проводится в спортивном зале.

Пол расчерчен в виде дорог. Стоят 10 знаков дорожного движения, 2 светофора и 2 регулировщика. Дети 3 – го класса одеты в головные уборы с символами специальных машин ( Скорая помощь, Пожарная, МЧС, Полиция). По два представителя от команды должны , соблюдая все Правила дорожного движения проехать заданный маршрут. Участники передвигаются на самокатах, которые изображают автомобили.

3. Подведение итогов. Награждение.
Светофорик – Вы показали высший класс.
С надеждой ухожу от вас.
Что всё, чему вас научили.
Вы в жизни точно применили.


ЛИТЕРАТУРА 1. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. - Санкт-Петербург., 2002
2. Управление начальной школой. № 4, 2010г.
3. Элькин Г.Н. Правило дорожного движения на дороге. – Санкт-Петербург., 2008

Приложение 1
0 uflwb 7 6 5 4 3 2 1

Приложение 2
Безымянный-1

Приложение 3
Безымянный-2

Слайд1 Слайд2 Слайд3 Слайд4 Слайд5 Слайд6 Слайд7 Слайд8 Слайд9 Слайд10 Слайд11 Слайд12 Слайд13 Слайд14 Слайд15 Слайд16 Слайд17 Слайд18 Слайд19

Без рубрики Интересное Педагогическая копилка СТАТЬИ   

Новости