Цикл занятий для учащихся 1 классов «Уроки Светофорика» (ч.1)

Авторский коллектив учителей начальных классов ГБОУ СОШ № 307

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Валяева Е.Б., Сергеева С.А., Филиппова С.М.



Цикл занятий для учащихся 1 классов
«Уроки Светофорика»
Призёр районного конкурса методических разработок по ПДД
(часть 1)



Пояснительная записка
Методическая разработка цикла внеклассных мероприятий для 1 – ых классов



Мы живем в таком городе, где постоянно растет число транспорта. За последнее время наблюдается рост числа детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Поэтому профилактика детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему является актуальной. Местоположение нашей школы рядом с автомагистралями с интенсивным движением ещё острее ставит эту проблему. Поэтому в нашей школе профилактике уделяется особое внимание. Изучение Правил дорожного движения мы начинаем с 1 – го класса.

Цель занятий: Формирование необходимых знаний и навыков; выработка устойчивых привычек безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения.

Задачи:

1. Познакомить с Правилами дорожного движения.
2. Познакомить с элементами дороги, с движением транспорта, с работой светофора.
3. Дать представление о разнообразии дорожных знаков и грамотном их чтении и применении.
4. Выработать навык безопасного перехода дороги.
5. Воспитывать сознательное отношение к выполнению Правил дорожного движения.
6. Создать условия для плодотворного сотрудничества учащихся 1-ых и 3- их классов.
7. Развивать инициативу и творческую активность учащихся 3 – их классов через организацию шефской работы.
Занятия предусмотрены для учащихся 1-ых классов. Проводятся 1 раз в четверть. Заключительное занятие – урок Игра по станциям. Все занятия проводят подготовленные учащиеся 3 – их классов. Между занятиями предусмотрены ряд экскурсий : Музей железнодорожного транспорта, Музей железнодорожного транспорта под открытым небом, перекрёсток. Предусмотрена встреча с инспектором ГИБДД (сентябрь).

Формы проведения занятий:

1) Игровые уроки. 2) Игра по станциям. 3) Экскурсии. Mетоды реализации занятий:

1) Игровые ситуации.
2) Театрализованные представления.
3) Рисование, аппликация.
4) Чтение художественной литературы.
5) Обсуждение по слайду.
6) Просмотр тематических фильмов.
7) Моделирование дорожных ситуаций.

Структура занятий:
1. Повторение пройденного материала.
2. Получение новых знаний.
3. Практикум.
4. Рефлексия.

Ожидаемые результаты:
1. Учащиеся овладеют необходимой теоретической базой по соблюдению Правил дорожного движения.
2. Выработается навык безопасного перехода дороги.
3. Повысится дисциплинированность, выдержка , ответственность при соблюдении правил безопасного движения.
4. Научатся предвидеть возможную опасность и находить способы их избежать.
5. Появится осознанное отношение к вопросу личной безопасности.
6. Научатся сотрудничать учащиеся 1-ых и 3-их классов.

Занятие 1
Тема: Участники дорожного движения. Виды дорог.
Цель: Создать условия для формирования у учащихся устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения.
Задачи:
1. Дать представление об организации движения пешеходов и транспортных средств на дорогах и улицах.
2. Научить различать участников дорожного движения, оценивать правильность и безопасность действий водителей, пешеходов и пассажиров.
3. Познакомить с видами дорог и правилами поведения на них.
4. Воспитывать сознательное отношение к соблюдению Правил дорожного движения.
Оборудование: презентация, рисунки с изображением частей дороги, листочки с заданием; цветные карандаши.
Новые слова: участники дорожного движения – водитель, пассажир, пешеход, проезжая часть, пешеходная часть, тротуар, автомобиль.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Орг. момент.
Тема изучения - правила движения.
Будь готов их изучать.
На дорогах применять.
Все готовы начинать?
Отправляемся встречать.

II. Изучение нового материала.
Входит Светофорик.
- Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня? А где вы меня видели? А для чего я каждое утро прихожу рано на свой пост? Сейчас я покажу вам одну историю, которая однажды произошла со зверятами.
Показ инсценировки стихотворения В. Лебедева-Кумача

« ПРО УМНЫХ ЗВЕРЮШЕК»
Входит зайка чуть живой.
- Где скакал?
- На мостовой.
Не послушал зайка папу –
Оторвали зайке лапу.

На мостовой автомобили
Лисёнка чуть не задавили.
На мостовую нипочём
Не надо бегать за мячом.
Кот катался без заботы,
Не глядел на красный свет,
Налетел на бегемота,
Поломал велосипед.

Курица на улице
Едва не пропала,
Потому что курица
Ходит где попало.

Прицепившись к задней шине,
Мышка едет на машине.
- Мышка, слезь! Скорее слезь!
Хвост тебе отдавят здесь.

Мчится хрюшка за трамваем,
Хвостик весело задрав.
- На ходу не разрешаем,
Заплатить придётся штраф.

Говорит кондуктор мишка:
- Отцепитесь вы, мартышки!
Не висите на подножке,
Берегите ножки.

Правил движения звери не знали.
Мышки-глупышки хвосты потеряли,
Хрюшка – без шляпы, зайка – без лапы.
Плачут звериные мамы и папы.

Филина вызвали: - Милый учитель!
Вы наших деток ходить научите.
Филин очки роговые поправил,
Выучил всех выполнению правил.

Правила знаешь, ходи себе смело:
Будут и лапки, и хвостики целы.
Радостны дети: и мышка, и зайка.
Правила эти и ты прочитай-ка!

Светофорик - Расскажите, что произошло с моими любимыми зверятами.
(Ответы детей)
- Почему лисёнка чуть не задавили?
-Почему кот налетел на бегемота?
- Почему пострадал зайка?
- Почему произошли несчастья со зверюшками?
(Ответы детей)
- А вы знаете правила дорожного движения?
- А зачем надо знать правила дорожного движения?
- Может можно жить хорошо и без них?
(Ответы детей)

Светофорик - Ребята, чтобы у вас не было неприятностей на дороге, мы выучим правила дорожного движения. Давайте подумаем, когда они вам пригодятся? Как только мы выходим на улицу, то сразу становимся участниками дорожного движения.
- Кто является участниками дорожного движения?
Правильно! Пешеход, водитель, пассажир – участники дорожного движения.
Пешеход идёт пешком. (Слайд)
Водитель управляет любым транспортным средством: автобусом, троллейбусом, трамваем, автомобилем, велосипедом. (слайд)
Пассажира водитель перевозит на транспортном средстве. (слайд)
Чтобы на дороге не случилось беды, все участники движения должны соблюдать правила дорожного движения.
- Как вы думаете, кто помогает выполнять правила дорожного движения?
- Совершенно верно, дорожные знаки. (слайд)
Одни знаки предупреждают об опасности (слайд), другие - запрещают (слайд), третьи - разрешают, а четвёртые - информируют (слайд). Знаки различаются не только изображениями, но и размером, формой, цветом (слайд).

III Отработка нового материала.
Светофорик – Ребята, мы с вами прежде всего – пешеходы. А пешеходы должны быть очень внимательными и осторожными. Ведь движение на дороге зависит от пешеходов не меньше, чем от водителей. А вы внимательны на дороге?
- Вот я сейчас и проверю.
Игра. «Водитель. Пешеход. Пассажир.
Светофорик - Ваша задача внимательно меня слушать и правильно показывать движения. Если я скажу – пешеход, то вы идёте как пешеход, если скажу – водитель, то вы сразу превращаетесь в водителя и очень внимательно рулите , крепко держитесь за руль и зорко смотрите на дорогу. А если скажу – пассажир, то присаживаетесь на корточки и смотрите в окно.
Играем.
Светофорик -- Ребята, а сейчас догадайтесь, о чём идёт речь!
Ты видел такое?
Одна за другою,
Сплошною рекою
Машины идут.
- Правильно, это дороги!
Дороги (слайд), специально выделенные для автомобилей, автобусов и мотоциклов.
Пешеходы должный идти по тротуарам или пешеходным дорожкам. Тротуар (слайд)– это специальная асфальтированная дорожка по краям улицы, приподнятая над проезжей частью.
Тротуар предназначен только для пешеходов, движение транспорта по тротуарам запрещено.
На некоторых улицах, где особенно многолюдно, тротуары отделяют от проезжей части и дороги металлическими ограждениями. Через эти ограждения ни в коем случае нельзя перелезать, ведь водитель этого не ожидает и не успеет затормозить.
Пешеходная дорожка - это участок проезжей части, обозначенный знаком или разметкой. По пешеходной дорожке разрешено движение только пешеходам. Если нет поблизости ни тротуара, ни пешеходной дорожки, можно идти по обочине дороги (слайд), не выходя на проезжую часть. Она может быть асфальтированной и выделенной разметкой. Бывает из песка, гравия или просто грунта.
- А сейчас я проверю, как вы всё запомнили. Я начинаю, а вы продолжайте.
Кто пешком всегда идет?
Догадались? …!
(Пешеход)

Заходи смелей в трамвай –
и билетик получай,
и в метро, и в самолете
ты – в особенном почете,
можешь весь объехать мир,
ведь теперь ты – …!
(пассажир)

Как зовутся те дорожки,
По которым ходят ножки.
Различать учись их точно,
Не лети как на пожар.
Пешеходные дорожки –
Это только …?
(Тротуар)

Мой первый слог средь нот найдешь,
Покажет лось второй и третий.
Куда из дому не пойдешь,
Ты сразу ЦЕЛОЕ заметишь.
(Дорога)

IV Рефлексия.
- А сейчас возьмите листочки с изображением участка дороги и нарисуйте правильно пешехода, пассажира и водителя. Покажи свою работу соседу и оцени его работу.

V Подведение итогов.
- Молодцы, ребята, вы всё хорошо запомнили. Давайте ещё раз назовём, для чего же мы должны знать и соблюдать правила дорожного движения. До свиданья. Вам я верю.
На дороге всё проверю.
Будешь мимо пробегать,
Не забудь мне помахать.
На зелёный мой – иди.
А на красный – стой и жди.
- А сейчас я прощаюсь с вами и буду с нетерпением ждать нашей следующей встречи.

Занятие 2

Тема: Правила перехода дороги.
Цель: Создать условия для формирования у учащихся знаний и навыков безопасного перехода дороги и правил передвижения в группе.
Задачи:
1. Дать представление о способах безопасного перехода дороги.
2. Научить различать дорожные знаки для безопасного перехода.
3. Познакомить с правилами передвижения в группе.
4. Воспитывать сознательное отношение к соблюдению Правил дорожного движения.
Оборудование: презентация, рисунки с изображением знаков, листочки с заданием; цветные карандаши.
Новые слова: пешеходный переход, поземный и надземный переход, регулировщик, жезл, перекрёсток.

ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Орг. момент.
Светофорчик:
Здравствуйте, меня вы ждали?
Всё, что знали, повторяли?
Вот проверю, я смогу.
Если сложно – помогу.
II. Повторение пройденного.

Кто идёт сейчас вперёд?
Но, конечно, ……. ( пешеход)
Посмотрел по сторонам.
И пришёл спокойно к нам.
Он и цел и невредим.
Правила весь день учил.

За рулём сидит …. ( водитель)
За дорогой он смотритель.
Отвечает за людей.
С ним надёжно и быстрей.

А в салоне …. (пассажиры)
Вежливы все и учтивы.
За проезд платить спешат.
Не толпятся, не кричат.

Светофорик – А сейчас слушайте внимательно мои предложения и отвечайте - Да или Нет.

• Ходить разрешается по проезжей части. (Нет)
• Переходить дорогу только на желтый сигнал светофора. (Нет)
• В автобусе держись за поручень и не ходи без дела по автобусу во время движения. (Да)
• Переходить улицу только там, где положено. (Да)

III. Изучение нового материала

Светофорик – Правильно. Дорогу надо переходить только там, где положено. Только …. по пешеходным переходам.
- Куда спускается народ?
А! Здесь – …. подземный переход! (Н.Пикулева.)
Подземный переход - это тоннель под проезжей частью (слайд). А этот знак (слайд) называется «Подземный пешеходный переход».
А это что за переход? Правильно.
Надземный переход - мостик над проезжей частью. Этот знак (слайд) называется «Надземный пешеходный переход».
Если поблизости есть подземный или надземный переход, то выходить на проезжую часть нельзя. Подземный и надземный переходы - самые безопасные. А что делать, если рядом нет подземного или надземного перехода? (Ответы детей)
Правильно. Если подземного или надземного перехода поблизости нет, то ищите наземный пешеходный переход. Укажет вам на него вот этот знак (слайд), который так и называется «Пешеходный переход». На что похож этот знак?
Проезжая часть дороги в том месте, где расположен пешеходный переход, раскрашена как зебра - на асфальте нарисованы белые полоски. Светофор на пешеходном переходе помогает переходить дорогу.
- Напомните мне правила перехода по светофору.
Красный сигнал светофора (слайд) запрещает движение. Идти нельзя!
Жёлтый (слайд) - предупреждает о предстоящей смене сигналов. Идти нельзя, надо подождать.
Зелёный (слайд) - разрешает движение. Можно идти!
Посмотрите историю про светофор.

СОРОКИНЫ УРОКИ Н. Пикулева. (Инсценирование учащимися 3 –их классов)

В гости к бабушке Сороке
Шли двенадцать сорочат.
Не сердились светофоры
На Сорокиных внучат.

Научила их Сорока:
Загорится КРАСНЫЙ глаз –
Значит, занята дорога!
Стоп, дорога не для вас!

Вот проехали машины,
Загорелся ЖЁЛТЫЙ глаз –
Погодите, не спешите,
Будьте бдительны сейчас!

Дождались: горит ЗЕЛЁНЫЙ!
Самый добрый глаз горит!
Это, значит, светофор вам
«Проходите!» - говорит.

В гости к бабушке Сороке
Шли двенадцать сорочат.
Загляделись светофоры
На Сорокиных внучат!
- Что можно сказать про сорок?
- Подумайте, про кого я прочитаю стихотворение.

В снег и дождь, в грозу и бурю.
Я на улице дежурю.
Мчатся тысячи машин.
ЗИЛы. «Волги», М-один,
Пятитонки и трамваи.
Я проезд им разрешаю,
Если ж руку подниму —
Нет проезда никому!

Выходит регулировщик.
Иногда движением машин и пешеходов управляет не светофор, а регулировщик (слайд). В руках регулировщик держит жезл (слайд). Давайте познакомимся с его жестами.
Знакомство со значениями положения регулировщика.
Если регулировщик видит, что водитель или пешеход нарушает правила движения, он начинает свистеть в свисток.

Не волнуется народ,
Через улицу идёт.
Я стою на перекрёстке,
Я - инспектор ДПС.
Все машины одному
Покорны жезлу моему.
Нам правило верное
Чётко гласит:
Послушайся жезла,
Коль светофор не горит!
Я стою к тебе лицом -
Потерпи, будь молодцом.
На тебя смотрю я строго -
Значит, занята дорога.
Если руку подниму,
Нет движенья никому.
Теперь я боком повернулся -
Путь свободен впереди,
Не зевай, переходи.

- А что же делать, если на наземном переходе нет светофоров или они не работают, а также нет регулировщика? (Ответы детей)
Такой пешеходный переход является нерегулируемым.
Переходить его можно, но только по правилам.
1.Остановитесь.
2.Посмотрите налево.
3.Посмотрите направо.
4.Снова посмотрите налево.
5.Если поблизости нет машин, можно переходить дорогу.
6.Если дорога широкая, дойдя до середины, осмотритесь. Если появились машины, остановитесь и пропустите их.

III Практическая деятельность.

Игра «Регулировщики».
Светофорчик - Давайте поиграем.
Предлагает детям фишки в виде светофоров в перевёрнутом виде, на которых раскрашен только один цвет: зелёный, жёлтый, красный. Выбранная ребёнком фишка, определяет , в какой команде он будет играть.
Команды получают по три цветных шарика: красный, жёлтый, зелёный. В ответ на вопрос команда должна поднять шарик нужного цвета.
• Какому свету светофора для пешехода соответствует положение регулировщика, когда он обращён к пешеходам боком, а руки вытянуты в стороны?
(Ответ: зелёному)
• Какому свету светофора соответствует поднятая вверх рука регулировщика?
(Ответ: жёлтому)
• Какому свету светофора соответствует вытянутая вперёд правая рука регулировщика?
(Ответ: зелёному)
• Какому свету светофора для пешеходов соответствует положение регулировщика, когда он обращён к пешеходам грудью или спиной, а руки вытянуты в стороны или опущены?
(Ответ: красному)

Там, где шумный перекресток,
Где машин не сосчитать,
Перейти не так уж просто,
Если правила не знать.

- Сейчас мы поучимся переходить перекрёсток.
Перекрёсток (слайд), ребята,- это самое опасное место для пешеходов и водителей. Там пересекаются улицы, едут автомобили, автобусы, трамваи, троллейбусы.
На перекрёстке может быть светофор или регулировщик со свистком и жезлом. Он стоит в центре перекрёстка, чтобы все его видели, и управляет движением. Если на перекрёстке работает светофор или есть регулировщик, то такой перекрёсток называется регулируемый.
На перекрёстке чаще всего и происходят аварии, если водители и пешеходы не соблюдают Правил дорожного движения.
Переходить дорогу на регулируемом перекрёстке непросто, потому что там установлены сразу несколько светофоров. У каждого из них сигналы красного, жёлтого и зелёного могут быть с двух, трёх и четырёх сторон. Переходя проезжую часть на перекрёстке (дети должны это делать со взрослыми), надо смотреть на светофор для пешеходов, он находится на противоположной стороне дороги, которую вы собираетесь перейти. Следует переходить дорогу на зелёный сигнал, руководствуясь правилом : остановиться перед проезжей частью, посмотреть вперёд, налево, направо, ещё раз налево и убедиться в безопасности перехода дороги. Переходить проезжую часть дороги необходимо только прямо, поперёк движения машин, а не наискосок.

Инсценировка Т. Давыдова ПЕРЕКРЁСТОК

Перекрёсток, перекрёсток,
Перейти его не просто!
Тут машины едут в ряд,
Там- пронзительно гудят.

Тут автобус, там трамвай.
Осторожно! Не зевай!
Нам поможет светофор,
Замечательный прибор.
Загорится красный глаз:
Стоп! Дорога не для вас!
Подождите, не спешите.
На зелёный проходите!

Если нет ни светофора, ни регулировщика, при переходе перекрёстка надо быть очень внимательным.
Светофорик: - Срочное письмо! Сейчас откроем. А, это мой друг Данилка. Он подготовил репортаж прямо с улиц Санкт- Петербурга. Давайте посмотрим. ( Видео фильм, подготовленный учеником 3-го класса.)

IV Рефлексия.

Работа на листочках.
- Перед вами перекрёсток. Помогите Коле правильно его перейти. Нарисуй его путь.
V Подведение итогов.

- Расскажите мне, друзья. Чему важному вы сегодня научились на занятии. Вот и всё. Я снова в путь.
Мой урок ты не забудь.
Применяй везде и всюду
И твоим я другом буду.

Слайды к занятиям:

Слайд1 Слайд2 Слайд3 Слайд4 Слайд5 Слайд6 Слайд7 Слайд8 Слайд9 Слайд10 Слайд11 Слайд12 Слайд13 Слайд14 Слайд15 Слайд16 Слайд17 Слайд18 Слайд19 Слайд20 Слайд21 Слайд22 Слайд23 Слайд24

Без рубрики Интересное Педагогическая копилка СТАТЬИ   

Новости