Проблема сознательного усвоения знаний учащимися с ОВЗ в условиях специальной коррекционной школы

Лосева Ирина Игоревна

Учитель-логопед 1 категории

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 59,

Санкт-Петербург, Приморский р-н, 2015 г.



Семей, в которых дети «не такие, как все», много. Таких ребят и их родителей мы встречаем на улице, в магазине, в транспорте. Взрослые иногда проявляют озабоченность, видя «не такого, как все» ребенка, а сверстники относятся весьма недружелюбно. Неудивительно, что родители сталкиваются с многочисленными трудностями при воспитании таких детей, а иногда даже начинают бояться своих чад.

Трудная тема, её проще не замечать, думать, что это может коснуться кого угодно, но только не тебя…

Мы говорим о таких «отличиях» ребенка как: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, задержка психомоторного и речевого развития, аутизм, детский церебральный паралич и др.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью или СДВГ — это поведенческие нарушения в виде неуместной, не соответствующей ситуации избыточной активности, дефицит внимания, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, сопутствующие нарушения поведения, трудности обучения, слабая успеваемость в школе, заниженная самооценка.

В отечественной специальной психологии под задержкой психомоторного и речевого развития или ЗПР понимают неравномерное недоразвитие отдельных познавательных функций вследствие преимущественно функциональной незрелости отдельных мозговых структур. ЗПР может проявляться в разной степени – от лёгкой до грубой, но оценка осуществляется по выраженности трудностей в развитии: степенью социально-психологической дезадаптации, глубине когнитивных и аффективных проблем, способности к обучению.

В структуре дефекта первично у детей с ЗПР выделяют 3 основных фактора: частичная недостаточность отдельных познавательных функций, эмоционально-волевая незрелость и нарушение умственной работоспособности. Причины ЗПР могут быть как биологические, так и социальные. Чаще всего ЗПР возникает под действием сложного сочетания биосоциальных факторов.

Аутизм - тяжёлая аномалия психического развития, характеризующаяся нарушением социального взаимодействия, эмоциональной холодностью, стереотипностью деятельности, отрывом от реальности, отгороженностью от мира.

Выделяется лёгкая, средняя и тяжёлая степень. Средняя и тяжёлая степень часто сопровождается специфической задержкой психомоторного и психо-речевого развития.

Детские церебральные параличи или ДЦП возникают в результате поражения головного и спинного мозга на ранних стадиях внутриутробного развития плода и во время родов. Дети с ДЦП развиваются в ограниченном пространстве. Это способствует их аутизации, формированию концентрических установок, пассивности. Со стороны родителей, как правило-гиперопека, снижение требований.

ОВЗ или ограниченные возможности здоровья – термин, объединяющий все вышеперечисленные «отличия».

Думаю, что родители ребёнка «не такого, как все», сначала чувствуют свою беспомощность, потом без конца задают себе один и тот же вопрос: «Почему это произошло именно с нашим ребёнком?». После осознания всех проблем, связанных с воспитанием и обучением ребенка, приходит отчаяние, безысходность. Навязчивый вопрос звучит по-другому: «Что делать, чтобы помочь ребенку, дать ему образование и научить его жить в обществе?»

Школьное обучение является той конкретной исторической формой, в которой осуществляется переход к высшему этапу в развитии сознания. Обучаясь в школе, ребенок овладевает опытом культуры предыдущих поколений. Вследствие этого, ему по-другому открывается окружающая действительность, меняется его поведение и психическая деятельность. То есть, ребенок развивается и сам формирует свое сознание.

Причину возникновения сознания ученые-материалисты связывают с формированием культуры на основе преобразовательной деятельности людей. Закрепление навыков совместных практических действий и норм поведения всегда осуществляется в общении людей между собой. Именно это общение входит в содержание человеческих представлений, в которых отражается опыт культуры. Таким образом сознание выполняет функцию социальной памяти человечества.

Каждый ребенок достоин того, чтобы учиться в школе, чтобы быть причастным к обществу, к культуре своей страны. Очень часто родители сталкиваются с тем, что «стандартный подход» или, проще говоря, желание получать высокие и быстрые результаты от детей, никак не подходит их ребенку. Каждый ребенок уникален. Воспитание и обучение должно быть обусловлено ни амбициями родителей, ни заключением врачей, психологов, педагогов, а возможностями и потребностями ребенка.

В то же время, следует отметить, что дети с ОВЗ нуждаются не в упрощенной программе обучения, а в индивидуальном подходе к обучению, который представляет собой педагогическую систему, обеспечивающую индивидуализацию обучения детей с ОВЗ и реализующую принципы комплексного подхода к коррекции недостатков развития, единства диагностики и коррекции недостатков развития, развивающего обучения.

Детям с ОВЗ присущ ряд специфических особенностей. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужных для усвоения программного материала умений, навыков и знаний. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладевать счетом, чтением, письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Дети утомляются от одной дороги в школу, их работоспособность на уроке падает задолго до звонка, а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность.

В первые месяцы пребывания в школе первоклассники, конечно же, просто напуганы. Нашей главной задачей на тот момент является создание эмоционального комфорта. Нам нужно принять все «особенности» таких разных детей. Чтобы дети освоились в новой обстановке, надо окружить их заботой, вниманием и любовью. Как бы банально это не звучало! Только при условии полного принятия «особенных» учеников возможно осуществление концепции коррекционно-развивающего обучения.

Коррекционно-развивающее обучение должно быть направлено на создание условий для сознательного усвоения знаний, умений и навыков, чтобы обеспечить дальнейшее их успешное применение учащимися в практической деятельности.

Сознательное усвоение знаний предполагает понимание учащимися смысла выполняемых действий, приемов, операций и сущности усваиваемых понятий. И такое усвоение знаний возможно только при условии активизации мышления ученика, которая достигается в результате его собственного познавательного труда. Создание условий, стимулирующих активную познавательную работу учащихся, и определенная мера содействия со стороны педагога в процессе учения школьника очень важны для того, чтобы идея Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития» работала. Движение в «зоне ближайшего развития» неизбежно связано с преодолением трудностей и требует от школьника активности, без которой не может быть сознательного усвоения знаний.

Универсальные учебные действия – в широком смысле, умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком смысле – это совокупность способов действия обучающихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные

Учащийся должен не просто накапливать знания, а развиваться посредством познания. «Для сознательного усвоения крайне недостаточно запомнить только слова, недостаточно понять даже мысли, в них заключенные. Надо, чтобы эти мысли и слова стали внутренним содержанием личности». [А. Н. Граборов с.36] Сознательное усвоение знаний учащимися с ОВЗ способствует формированию их самосознания, личностной самооценки, воспитанию волевых качеств. А все это в свою очередь помогает детям правильно понимать свою социальную роль и положение, преодолевать трудности в межличностных отношениях, что особенно важно для данной категории учащихся в их дальнейшей самостоятельной жизни.

Совершенствование системы коррекционно-развивающего обучения должно быть направлено на своевременное обеспечение адекватных условий для формирования полноценной личности каждого ребенка, в соответствии с его возможностями и особенностями развития. Полноценная личность сможет гармонично адаптироваться в обществе, жить в согласии с ним, успешно самореализоваться.

Проблемы в обучении детей с ОВЗ, возникающие из-за своеобразия развития их эмоциональной сферы и познавательных возможностей, требуют от учителя применения особых методических приёмов, чтобы нормализовать учебную деятельность, развить устную и письменную речь, сформировать учебную мотивацию, навыки самоконтроля и самооценки.

С целью создания условий, способствующих личностному развитию и сознательному усвоению учебного материала, в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо использовать особый методический инструментарий коррекционно-развивающего обучения:

- задания по степени нарастающей трудности;

- задания со сменой доминантного анализатора;

- разнообразные типы структур урока, обеспечивающие смену видов деятельности детей;

- задания, предполагающие самостоятельную обработку информации;

- дозированная, поэтапная направляющая помощь учителя;

- перенос на самостоятельную работу только что отработанного алгоритма действия;

- использование коротких, чётких, поэтапных инструкций выполнения заданий;

- включение в урок материалов современной жизни;

- создание ситуации успешности;

- проблемные задания;

- развёрнутая словесная оценка;

- чтение и ответы на тестовые вопросы (вопросы с выбором);

- кроссворды (составление и отгадывание);

- викторины, ребусы с проверкой ответа;

- комментирование своих действий вслух;

- проверка чужой (своей) работы и поиск ошибок;

- рецензирование устных ответов и творческих работ; - планирование (создать последовательность, увязать следующее с предыдущим, учесть условия, поиск разных способов решения проблемы);

- классификация (раздели на группы, по какому принципу слова разбиты на группы, в какую группы ты включишь слово);

- обобщение (придумай название для рассказа, назови главную мысль, как можно назвать одним словом, что общего между…);

- сравнение, аналогии (почему автор сравнивает, найди такое же отношение, с чем можно сравнить и др.);

- использование наводящих вопросов при повторении пройденного и изучении нового материала;

- использование индивидуальных заданий.

Список литературы:

1. Бодалев А.А. Психология личности. Издательство Московского университета 1983

2. Большой Психологический словарь. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Москва 2002

3. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Москва 1956

4. Граборов А. Н. Очерки по олигофренопедагогике. Москва 1961

5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Москва 1986

6. Дети с ЗПР/ Монография под ред. Власовой Т. А., Лубовского В. И., Цыпиной Н. А. Москва 1984

7. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. Москва 1988

Интересное Личное мнение НОВОСТИ Педагогическая копилка   

Новости