Сценарий урока и презентация в 11 классе по теме «Повторение. Функции»

Вагина Наталия Владимировна

Учитель математики высшей кв. категории

ГБОУ СОШ № 307,

Санкт-Петербург, Адмиралтейский р-н, 2013 г.



Аннотация


Данная разработка может быть полезна учителям математики на уроках алгебры и начал анализа в рамках уроков повторения в конце 11-го класса в независимости, какой УМК они используют: Мордковича А.Г., Колмогорова А.Н., Алимова Ш.А. и пр.
Все задания соответствуют уровню ЕГЭ (часть В и часть С). Учащиеся имеют возможность выбора уровня сложности заданий и конкретных тем. Кроме этого соревновательный дух поможет некоторым ребятам реализовать свои амбиции.
Основой данной работы является игра «Счастливый случай», которая представлена в виде презентации. Наличие гиперссылок во всех слайдах позволяет учителю без труда возвращаться к табло. Игра рассчитана на 1-2 урока, в зависимости от времени, которым располагает учитель, и уровня подготовки класса.
Я надеюсь, что материалы, используемые при составлении вопросов игры, помогут учителям при подготовке уроков - обобщения по теме «Функции», а также учащимся для закрепления и систематизации знаний.

Сценарий урока «Повторение. Функции»


Цели и задачи: • Систематизировать и обобщить знания учащихся о различных функциях;
• Повторить и закрепить знания и умения алгоритмического характера при нахождении области определения и множества значений функций;
• Актуализировать знания о тригонометрических и логарифмических функциях, о геометрическом смысле производной;
• Продолжить подготовку учащихся к ЕГЭ по математике;
• Содействовать развитию мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение; формированию умений самооценки;
• Формирование умений комплексного применения знаний, умений, навыков и их перенос в новые условия.
Оборудование: Компьютер, интерактивная доска; презентация
Используемые технологии: коммуникативные; диалоговые; игровые; дифференцированное обучение; компьютерные; здоровье-сберегающие; проблемное обучение
Перед началом игры класс необходимо разделить на 4-5 группы, примерно одинаковые по уровню знаний, обеспечить учащихся письменными принадлежностями, раздать карточки для записей ответов.
Далее необходимо объявить о том, в какой форме будет проходить урок-повторение темы «Функции»

Слайд1

Перед ребятами на экране табло с пятью категориями вопросов, «стоимость» которых колеблется от 100 до 500 баллов.
В первых двух категориях «спрятаны» вопросы на общие знания по всем функциям, изученным в школьном курсе математики:
в 1-ой – на нахождение области определения функции,
во 2-ой – на нахождение множества значений функции.
В категориях 3-4 содержатся вопросы по конкретным функциям:
в 3-ей – по тригонометрическим функциям;
в 4-ой – по логарифмической функции.
В 5-ую категорию попали задания, связанные с геометрическим смыслом производной и её применением к решению задач.

Все задания соответствуют уровню заданий единого государственного экзамена по математике.

Слайд2

Табло так устроено, что «кликнув» на определённую ячейку, на экране тут же появляется вопрос из заданной категории выбранной сложности. Причём, ответ сразу не высвечивается (так настроена анимация в презентации), а нажатие на гиперссылку в правом нижнем углу обеспечит возврат к исходному табло.
Вопросы, которые уже успели сыграть, высвечиваются другим цветом.

Категория 1 «Область определения функции»

Слайд3

Слайд4

Слайд5

Слайд6

Слайд7

Командам предлагается по очереди выбирать категорию и «стоимость» задания, после чего в группах учащиеся выполняют задание (допускается обсуждение в группах)
Правильный ответ на экране появится только после того, как последняя команда даст ответ.

Категория 2 «Множество значений функции»

Слайд8

Слайд9

Слайд10

Слайд11

Слайд12

Как только первая команда справится с заданием, она передаёт свой ответ учителю,

Таблица и краски
Ответ
Команда№
Категория№
Стоимость


а сама получает возможность выбрать вновь вопрос, который тут же появляется на экране.

Категория 3 «Тригонометрическая функция»

Слайд13

Слайд14

Слайд15

Слайд16

Слайд17

Остальные команды по мере того, как справляются, присоединяются к решению последующего задания. В случае если какая-нибудь из групп будет затрудняться с ответом, она должна об этом заявить.
Допускается, чтобы одновременно в работе было не более трёх вопросов.

Категория 4 «Логарифмическая функция»

Слайд18

Слайд19

Слайд20

Слайд21

Слайд22

Команда, которая раньше всех верно справилась с задачей, дополнительно получает 10% от стоимости вопроса. В конце урока производится подсчёт баллов, выставление отметок, а неразыгранные вопросы могут быть использованы на других уроках.

Категория 5 «Геометрический смысл производной и её применение»

Слайд23

Слайд24

Слайд25

Слайд26

Слайд27

В качестве домашнего задания учащимся может быть предложено подробное и аккуратное оформление решения некоторых заданий, которые решали в классе, а также составить подборку заданий по темам: «Показательная функция» и «Обратные тригонометрические функции» (на выбор)
Презентация, которая легла в основу данного урока-игры, была выполнена учителем математики высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ №307 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Вагиной Наталией Владимировной.

Список используемой литературы
1. Ященко, Высоцкий: ЭГЭ-2013. Математика. Тематический сборник заданий. Издательство: Национальное образование, 2012 г.
2. Ященко, Высоцкий. ЕГЭ-2013. Математика. Типовые экзаменационные варианты. 10 вариантов. Издательство: Национальное образование, 2012 г.
3. Кулабухов С.Ю., Иванов С.О., Ковалевская А.С. Математика. Подготовка к ЕГЭ-2013. Учебно-тренировочные тесты. Издательство: Легион, 2013г.
4. Балаян Эдуард Николаевич. Математика. ЕГЭ. Задачи типа С1, Издательство: Феникс, 2013г.
5. Сергеев И.Н., Панферов В.С. ЕГЭ 2013. Математика. Задача С3. Издательство: МЦНМО, 2013г.
6. Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В. и др. Алгебра и начала анализа. 10-11. Издательство: Просвещение, 2010г.
7. Лысенко Ф.Ф. Математические тесты. Часть 1. Математика. ЕГЭ-2009.Ростов-на-Дону, Издательство: Легион, 2009г.
8. Е.Г. Коннова, С.О. Иванов. Математика. Подготовка к ЕГЭ: математический бой. Задания частей В и С, Издательство: Легион, 2013г.
9. Алгебра и начала анализа, 10-11 класс, Дидактические материалы, Зив Б.Г., Гольдич В.А., 2008.
10. Мордкович А.Г., Семенов П.В. "Алгебра и начала анализа", профильный уровень - учебники 10, 11 классы, "Мнемозина", 2007 год.
11. "Математика в школе", Сильвестров В.В. "Как найти множество значений функции" - №9, 2008 год. 12. Качагин В.В. "Тематические тренировочные задания" - "ЭКСМО", 2008 год;
13. Денищева Л.О., Рязановский А.Р. "Федеральный банк экзаменационных материалов", "ЭКСМО", 2008 год. 14. Качагин В.В. "ЕГЭ. Сборник заданий", "ЭКСМО", 2008 год.

Электронные ресурсы
1. http://www.valeryzykin.ru
2. http://www.shevkin.ru/
3. http://www.mathnet.spb.ru/
4. http://shimrg.rusedu.net/post/646/7306
5. http://eek.diary.ru/p82538713.htm
6. http://www.math.ru./
7. http://alexlarin.net/
8. http://uztest.ru/login

Без рубрики Интересное Педагогическая копилка СТАТЬИ   

Новости