Значимость развития двигательного воображения у детей на занятиях по физической культуре в ДОУ

Богданова Екатерина Игоревна,

инструктор по физической культуре

ГБДОУ детский сад № 95,

Выборгского района Санкт-Петербурга





Мы живем с вами в мире технического прогресса и научных открытий, и из года в год передаем культурное наследие наших предков. Все с чем мы с вами уже работаем в сфере образования придумано до нас и привнести в эту сферу что-то новое очень сложно. Но как же разнообразить занятия с детьми? Как их заинтересовать на занятии? Я думаю, что рано или поздно каждый педагог задает себе эти вопросы. Но как гласит народная мудрость: все новое – это хорошо забытое старое! И стоит всего лишь на минуту представить себя ребенком… как открываются двери в неведомый нам, взрослым, мир воображения. Что нам известно о воображении? Такой процесс как воображение широко изучен в психологии. В дошкольном возрасте различают четыре этапа развития воображения. Первый этап длится с рождения и до трех лет, в этот период ребенок активно развивается и закладывается «фундамент» многих психических процессов, в том числе и воображения. Второй этап с трех до четырех лет у ребенка развивается речь и происходит становление словесных форм воображения. На третьем этапе, а это с четырех до пяти лет ребенку более интересны сюжетные и ролевые игры, воображение становится более реалистичным и наблюдается планирование игры. На последнем этапе с шести до семи лет развивается воссоздающее воображение, иными словами, ребенок мысленно представляет события или образы во время чтения ему художественной литературы, появляются элементы творчества. Развивается воображение до 15 лет и если в этот период жизни ребенка не делать упор на развитии воображения, то в последующей жизни ребенка восполнить упущенное практически невозможно и у него гаснет интерес к творчеству и искусству.

Воображение в нашей жизни участвует в различных видах деятельности и в зависимости от вида деятельности различают его виды. Для меня, как инструктора по физической культуре в ДОУ представляет больший интерес двигательное воображение. Двигательное воображение – это когда образы в нашем сознании или сознании ребенка оживают с помощью движений, например: прыгаем как зайки; идем на носочках тихонечко, как мышки; шагаем, как мишка косолапый и т.д.

Во-первых, развивая двигательное воображение у детей на занятиях по физической культуре в ДОУ, я решаю все те же задачи формирования умений и навыков, что стоят у меня по программе или в плане, но с большим интересом со стороны детей.

Во-вторых? у детей появляется интерес к творчеству, развивается личность, самовыражение, снимается эмоциональная напряженность и скованность, формируется положительный контакт педагога с детьми. В третьих сроки разучивания движений сокращаются.

Двигательное воображение на занятиях по физической культуре можно развивать следующими способами: 1. Проведение занятий по физической культуре в игровой форме. В зависимости от возраста детей и задач в основной части занятия даются игровые задания. Например: подготавливается полоса препятствий – нужно пролезть под воротиками, обойти змейкой расставленные в одну линию кегли, пройти по гимнастической скамейке перешагивая через кубики и пролезть опять под воротиками. Я проводила с детьми ко дню победы такое занятие.
2. Проведение занятий по физической культуре с использованием музыкального сопровождения. Разучиваем с детьми спортивный или шутовской танец, опять же решая двигательные задачи.
3. Проведение занятий по физической культуре с использованием сюжета и с участием персонажей хорошо знакомых детям. Часто я использую с малышами (младшая группа), приглашаем в гости персонажа из сказки и отправляемся в путешествие в страну физических упражнений или в гости к олимпийскому мишке, зайке и леопарду. Можно взять за основу сюжет сказки уже имеющейся или придумать свою, я предлагаю детям в старшей или подготовительной группе придумать дома с родителями сказку и мы по сюжету этих сказок проводим занятия.
4. Нетрадиционные виды упражнений. Упражнения с предметами физкультурного инвентаря. Как пример взять гимнастическую палку: мы можем превращаться в штангистов и имитировать поднятие штанги или в «мушкетеров» и выполнять двигательные элементы из такого вида спорта как фехтование. Можно имитировать мытье полов, греблю и многое другое, на сколько хватит фантазии. Также я предлагаю ребятам придумать свое упражнение, отличное ото всех упражнений.
Физическая культура - это большая часть нашей общей культуры и преподавать мы ее должны с достоинством, закладывать в молодое поколение не только физические качества, но и воспитывать такие ценные моральные качества как уверенность, волю, смелость, мужество, чувство коллективизма и дружбы.

Итак, с помощью такого психического процесса как воображение мы познаем мир, соответственно фантазии, игры, сказки и вымысел являются важной стороной жизни ребенка. За счет того, что ребенка мы заинтересовываем с помощью сказочных персонажей тем или иным занятием – усваивается большая часть программы. Развивая двигательное воображение мы решаем задачи по формированию двигательных навыков, развиваем творческую личность и способствуем эмоциональному контакту педагога с детьми. Интересно на занятиях по физической культуре должно быть не только ребенку, но и педагогу, тогда работа будет плодотворнее и эффективнее. Я свои занятия по физической культуре в ДОУ стараюсь делать максимально интересными и разнообразными, ведь если ребенку интересно, то он будет заниматься с удовольствием и стараться выполнять все упражнения качественно. Следовательно развитие двигательного воображения на занятиях по физической культуре очень значимо как для ребенка - так и для инструктора по физической культуре. Дети получают всестороннее развитие: развивая духовные, физические качества, творчество, фантазию, морально-волевые качества др., а педагог имеет возможность отойти от стереотипов и сделать занятия по физической культуре более увлекательными и интересными для них.

Интересное Личное мнение СТАТЬИ   

Новости