Разговорная речь. Развитие навыков разговорной речи в период изучения иностранного языка

Пертия Дженни Чабуковна,

учитель английского языка

НОУ Школа "Деловая волна",



Разговорная речь (Р.Р.) речь — сложный монологический процесс, позволяющее осуществлять устное вербальное общение. Р. Р. позволяет выразить мысли и отношение к окружающему миру. Считается что владеть иностранным я зыком, значит владеть иным способ выражения мысли. В структуру разговорной речи психологи выделяют мотивационно-побудительную часть. Р.Р. Возникает, тогда когда у людей появляется потребность что-то сказать, выразить свое мнение. Мотивом является желание получить определенную информацию либо наоборот, сообщить некую информацию собеседнику. При р.р. на иностранном языке учащимся необходимо отработать изученную лексику и включить ее в разговор, для осуществления коммуникации. Для закрепления изученной лексического, необходимо использовать наглядный материал либо ассоциативные связи. Данные виды связей могут быть парадигматическими и синтагматическими.
Парадигматические связи предполагают ассоциации при сопоставлении слов по различным признакам:
• Сходство произношения и различного написания, например: too – two, one – won, see – sea.
• По противоположному значению, например answer – ask.
При изучении р.р. важно уделить особое внимание синтагматической связи, т. е. использование слова в паре с другим словом. Например, слово order может употребляться со следующими словами, при этом значение слова будет изменятся: order smth. (dinner, a new coat) order to smth. (order to stand up), give an order to do smth (give an order to close the door.)
Третьей частью р.р. является исполнительная часть, т. е. проговаривание и внешнее оформление высказывания. Так же, для получения наилучшего результата, необходимо проговаривать каждое слова и выражение.
Разговорная речь тесно связано с другими видами речевой деятельности: аудированием, чтением, письмом. Связь разговорной речи с аудированием - это сложный мыслительный процесс.
При письме так же как и при разговоре, учащиеся проговаривают высказывание. Разговорная речь может осуществляться в виде монолога и диалога, либо используется сразу два вида речевой деятельности.
При изучении монологической речи в методике используются различные способы:
Один из них, когда вспомогательным материалом является текст, и второй способ , когда в роли опоры выступает элементарное высказывание. Работа с текстом предполагает несколько этапов:
Первый этап - максимальное освоение текста, его лексического материала, т.е. необходимо прочитать текст, ответить на вопросы по содержанию, составить план текста, выполнение вышеперечисленных задач, может являться опорой при подготовке к пересказу текста.
Второй этап – предполагает изменение ситуации. У учащихся есть возможность проявить фантазию и применить свои знания и способности. Такие тесты можно расценивать как из собственную речь. Обучению монологической речи уделяется много внимания. Очень важно что бы опоры содержали лексический материал придающий тексту эмоциональную окраску.
Так же, немало важным этапом в изучении разговорной речи является, диалогическая речь. Существую стандартные и свободные диалоги. Стандартные диалоги, представляют собой типовые ситуации, на бытовые тему, они содержат выражения, которые следует выучить наизусть. Что касается свободных диалогов, то это интервью, беседа, дискуссия. В процессе обучения, основное внимание уделяется диалогу – беседе, именно этот вид диалога чаще всего используется в повседневной жизни. Диалог – беседа, дает возможность учащимся высказать собственное мнение на определенную тему, активно использовать ранее изученный материал.

Обучение диалогу разделяется на несколько этапов:
• Первый этап, восприятие на слух, выявление темы диалога и действующих лиц.
• Второй этап, выявление речевых клише, эмоциональных высказываний и выражений.
• Третий этап, воспроизведении по ролям.
• Четвертый этап, учащимся предоставляется возможность составить свой диалог на аналогичную тему.
Одной из главных особенностей диалогической речи является ситуативность. Ситуации могут быть реальными либо воображаемыми. Важной особенностью диалогической речи является ее эмоциональная окраска. В живом общении людей проявляются их переживания, чувства и эмоции, что выражается в репликах, в интонации и в выборе лексико-грамматических средств.
Как известно диалогическая речь — это процесс речевого взаимодействия двух или более лиц. Диалогическое общение можно рассматривать как процесс совместного речевого творчества, в котором речевое поведение одного участника тесно взаимосвязано с поведение другого. Именно поэтому диалогическую речь, в отличии от монологического высказывания, которое создает один человек невозможно заранее запланировать. Процесс формирования устного монологического текста протекает спонтанно, в основном как реакция на мысль партнера по общению.
Все виды речевой деятельности тесно взаимосвязаны между собой, в процессе изучения одной из речевых деятельностей необходимо активно практиковать другую.

Главные рубрики Личное мнение Педагогическая копилка СТАТЬИ   

Новости