Формирование культуры здоровья дошкольников
посредством музыкально-театрализованной деятельности

Гончарова Эльвира Сергеевна,

музыкальный руководитель

Иванова Татьяна Александровна ,

педагог дополнительного образования

ГБДОУ детский сад №4 общеразвивающего вида с приоритетным направлением осуществления деятельности по физическому развитию детей,

Невского района Санкт-Петербурга





«Воспитание детей - это не милая забава, а задание,
требующее тяжких переживаний, усилий,
бессонных ночей, много мыслей и идей …» Януш Корчак

На здоровье каждого из нас оказывают влияние экологическая среда, климатические условия, биологические факторы, социально- экономические условия жизни и многие другие факторы. Главное не только родить ребенка, важно вырастить его здоровым, заложить фундамент культуры здоровья, что не занимает пока первого места ценностей в нашем обществе. И если мы с самого раннего возраста будем учить детей беречь и укреплять свое здоровье, а также демонстрировать своим примером здоровый образ жизни, можно надеяться, что следующие поколения будут более развитыми физически, интеллектуально и духовно.
Ведь давно не секрет, что в детском возрасте происходит усвоение объема информации об окружающем мире и запоминание происходит через игру. Тема здоровья, казалось бы, очень актуальна, но материал, изученный нами, чаще всего является сложным и не интересным для детей. Поэтому мы задались вопросом, как сделать так, чтобы ребенок был заинтересован в поддержании и сохранении своего здоровья.
В нашем саду созданы благоприятные условия для этой работы, большое внимание уделяется приобщению детей к основам культуры здоровья посредством интегрированных занятий, тренингов, спортивных и музыкальных праздников и развлечений совместно с родителями.
Многолетний опыт работы с детьми показал, что наиболее эмоционально дети воспринимают информацию через театрализованные игры. И мы задумались: а можно ли совместить театрализованную деятельность с изучением основ здорового образа жизни? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы разработали цикл мероприятий для детей, где совместили музыкально - театрализованную деятельность и работу учителя здоровья.
Но инновационным подходом, на наш взгляд, мы считаем совместную работу по музыкально - театрализованной деятельности и оздоровлению.
Театрализованные игры занимают немаловажное место в музыкальном воспитании детей. Музыка расширяет воспитательные и развивающие возможности театра, усиливает эмоциональное воздействие на мироощущение детей и на их настроение, потому что к языку жестов и мимики добавляется язык чувств и мыслей. У детей увеличивается объем и количество сенсорно - перцептивных анализаторов (двигательных, зрительных, слуховых). Происходит интегрированное воспитание детей. Дети учатся пластике движений, пению, игре на музыкальных инструментах, выразительному чтению. В театрализованной игре создается творческая атмосфера, при которой каждый ребенок раскрывается как личность, применяет собственные способности.

1

На музыкальных занятиях, кроме основных видов деятельности с детьми, я провожу с детьми дыхательную гимнастику, которая укрепляет мышцы спины, живота, груди; так же занимаюсь фонопедическими упражнениями по методу В.В. Емельянова, которые снимают зажатость голосового аппарата, укрепляют горло; пальчиковую и зрительную гимнастику совмещаю с пением и слушанием музыки. Обращая внимание на настроение детей, для снятия напряжения и раздражительности использую «Музыкальную аптечку», в которой подобраны произведения классической музыки, которые настраивают психо-эмоциональное состояние детей на нужный лад.

2

3

4

Учитель здоровья знакомит детей с анатомическим строением своего тела, Обучает правилам, которые необходимо знать человеку, чтобы быть здоровым. Дети с удовольствием изучают различные виды гимнастик (глазная, пальчиковая, артикуляционная); делают самомассаж, который способствует нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений и т.п. Так же проводит дыхательную гимнастику, активизирующую кислородный обмен во всех тканях организма, что улучшает его работу в целом…

5.

6

На беседах расширяются и обобщаются знания детей о факторах, которые способствуют укреплению физического и психического здоровья. В конце месяца проводится музыкально – оздоровительный досуг, в котором посредством театрализации происходит закрепление пройденного материала. Участвуя в театрализованной игре, дети с удовольствием вспоминают пройденный материал и радостью обучают полученным навыкам и умениям всех участников праздника.

7

8

Такой вид работы в нашем ГБДОУ проводится уже несколько лет, отмечая видимые результаты у своих детей, родители с огромным удовольствием принимают участие в театрализовано-оздоровительных развлечениях и досугах. Хотим предложить вашему вниманию один из вариантов сценария досуга.

«День рождения Кота Мурыча»

Сценарий музыкально - валеологического досуга для детей подготовительной группы


Цели:
Способствовать оздоровлению и укреплению здоровья, создать эмоционально положительную атмосферу в процессе развлечения.
Задачи:
Здоровье:
1.Закреплять правила, связанные с сохранением здоровья.
2.Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, понимание необходимости выполнять санитарно-гигиенические правила.
3.Расширять знания о профилактических мерах по предупреждению заболеваний.
Социализация:
Приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду.
Музыка:
1.Развивать музыкально – ритмическую деятельность ; совершенствовать умение различать музыкальные произведения по темпу, ритму.
Коммуникация:
1.Воспитывать чувство коллективизма.
2.Активизировать словарный запас.
Познание:
1.Развивать познавательный интерес, мыслительную активность.

Ход развлечения
Под музыку дети входят в зал и садятся на стульчики.
Ведущий : Ребята, а давайте мы отправимся на День рождения кота МУРЫЧА.
(Появляется кот, который готовит угощение. Вдруг он обращает внимание, что у него болит зуб. Зевает и начинает засыпать.. Свет в зале выключить… зеркальный шар)
Танец «Колыбельная»
Ведущий:
И сниться нашему коту сон, как - будто его больной зуб пошел искать себе нового хозяина…
Появляется зуб (взрослый):
Зуб: Пойду, поищу себе другого хозяина, который будет лучше обо мне заботиться. Здравствуйте ребята, может вы, мне поможете, найти того, кто умеет ухаживать за зубами? Тогда отправляемся в путь.
(Дети идут. На ширме появляется Мышка, у нее завязаны уши.)
Зуб: Здравствуй, мышка
Мышь: Что, что?
Зуб: Здравствуй, мышка
Мышь: Зачем пожаловали?
Зуб: Ищем, кому нужен зуб.
Мышь: Зубки у меня и так острые, а вот ушки болят, плохо я слышать стала
Зуб: Ребята, а у вас хороший слух? (да) А давайте покажем Мышке, как мы правильно умеем играть на ложках.
Игра на ритм
Мышка: Вот молодцы, а как же вы о слухе заботитесь? Дети проговаривают правила ухода за ушами.
Мышка: Спасибо теперь и я буду лучше заботиться о своих ушах.
Зуб: ну что ж поделать? Давайте пойдем дальше.
(Идут дальше. На ширме появляется ворона)
Зуб: Здравствуй, птичка!
Птичка (Охрипшим голосом): Кто это меня беспокоит?
Зуб: Это я, Зуб, и ребята из детского сада. Я ищу себе нового хозяина, который умеет ухаживать за зубами, а что у тебя-то случилось?
Ворона: Горлышко болит и голос пропал.
Зуб: Да…это беда, но мне кажется, что ребята тебе расскажут, как с этим можно справиться.
(Дети объясняют и показывают, как можно вылечить горло и как его беречь …)
Зуб: Вот видишь? Они все знают и берегут свой голос, и песни звонко поют.
(Дети поют песню в дороге)
Зуб: Ой, мы, кажется, совсем запутались в пути.
Игра « Путаница»
На ширме появляется Пес Филя (Гнусаво):
Кто это меня беспокоит?
Зуб: Здравствуй, Филя, это мы с ребятами решили предложить тебе новый зуб, как ты на это смотришь?
Филя: Нет, зубы у меня и так острые, а вот нос у меня, как водопроводный кран и ничего не чувствует.
Зуб: Не плачь, эта беда поправима, насморк лечится.
Филя: Ребята, а как надо лечить нос? (Дети рассказывают)
Зуб: Вот видишь Бобик, ребята знают как необходимо лечить насморк и заботиться о том, чтобы его у них не было. Поэтому их носики все запахи очень хорошо чувствуют.
Выбор чая (два чайника с разной заваркой, дети на запах определяют, какой подходит для лечения)
Дыхательная гимнастика.
Филя: Спасибо вам большое, теперь я все знаю, до свидания.
Зуб: Что же мне делать? Никому я не нужен. Может вы и моему хозяину расскажете, как ухаживать за зубами?
(Дети отвечают. Все возвращаются к дому Кота Мурыча. Зуб исчезает, Кот просыпается)
Кот: Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что вы ко мне пришли на День рождения, а то мне такой страшный сон приснился, как будто я зуб потерял!
Я наверное не умею правильно ухаживать за зубами, может вы знаете как?
(Дети учат Кота Мурыча).
Кот: Вот спасибо, кажется я все понял.
Ведущий: А это мы сейчас проверим.
Игра « АМ не АМ».
Ведущий: Вот теперь твои зубки болеть не будут и День рождения пройдет весело, а ребята приготовили в подарок хороший танец.
Танец детей.
Кот: Спасибо ребята, за такой танец, а я вам приготовил угощение.
(Кот дает детям корзинку с фруктами)
Дети под музыку выходят из зала.

Литература:
1. Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Програм.-метод. пособие / Под ред. С.И. Мерзляковой. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 216 с.
2. Отцы и дети в меняющемся мире: Кн. Для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1991. – 223с.
3.Серия «ладушки» И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева Музыка и чудеса Музыкально-двигательные фантазии Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений Издательство «Композитор» С-Пб, 2000.
4. Социальная технология научно-практической школы им. Ю.Ф. Змановского: Здоровый дошкольник. /Авторы составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.М., Марченко Т.И., Пронина Е.И. – М.: АРКТИ, 2001. – 208 с.
5. Э.М. Казин., С.Б. Лурье., Состояние здоровья дошкольников и факторы его формирующие. В сб. Валеологические аспекты образования. – Кемерово, 1995. – с.96-100.

Дошкольное образование Педагогическая копилка СТАТЬИ   

Новости