Возникновение предпосылок для становления младшего школьника субъектом учебной деятельности

Антипова Юлия Анатольевна

Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 307,

Санкт-Петербург, Адмиралтейский р-н



Важнейшая цель образования на сегодняшний день - всестороннее развитие личности ребёнка. Отчасти - это дань гуманитарным ценностям – раскрыть потенциал каждого ученика, создав ему максимальные условия для доступа к образованию во всех его формах. Задача развития детей является насущной и для общества в целом.

Развитие ребёнка означает формирование у него новых способностей. Условием развития может стать и новое знание, приобретённое им, и навык, и умение. Но, сами по себе знания, умения и навыки не являются способностями. Появление способности означает появление новых способов действия. Способность, давая ребёнку новые механизмы действия, расширяет поле его возможностей, увеличивает потенциал действий, тем самым делает его свободным в новых ситуациях. Способности развиваются в определённых ситуациях, близких к тем, в которых мы будем их применять. Можно выучить много слов, увеличив свой словарный запас, но способность говорить от этого не возникнет. Способность говорить возникает тогда, когда нужно будет что-то выразить, попросить. Возникнет необходимость в коммуникации - может быть, и вспомнятся слова, выученные накануне. Таким образом, можно сказать, что знания или навык являются материалом способности. Именно с учётом этого и должно быть построено любое обучение. Необходимо разрабатывать методики, с учётом того, что ученик должен понимать, чувствовать, где именно ему понадобятся его новые знания, восстанавливая, таким образом, экспериментальный характер обучения. Фактически нужно ответить на вопросы: а что же в образовательной среде привлекает самого ребёнка, и является ли он полноправным участником образовательного процесса? Необходимо ли учитывать его интересы и как их удовлетворить?

Существует два источника интересов. Первый, внешний указывает на то, каким должен быть человек (какими знаниями и способностями он должен обладать). Второй источник, внутренний (субъектный) показывает, что необходимо самому ребёнку, чему бы он сам хотел научиться. «Местом встречи» этих двух позиций является школа. Поэтому образовательное пространство необходимо выстроить, основываясь на естественных потребностях растущего ребёнка. В противном случае, все усилия и действия будут напрасны. Но помимо сугубо индивидуальных потребностей ребёнка, надо учитывать и его возрастные особенности.

В данном контексте нас интересует младший школьный возраст детей. В этом возрасте у детей формируется внутренняя позиция школьника, которая включает в себя положительное отношение к школе и желание занять новое социально значимое положение. Эта позиция формируется поэтапно. Сначала школа привлекает его своими внешними аксессуарами, затем появляется ориентация на содержательные моменты школьной жизни, в первую очередь социальной. На третьем этапе в ней сочетаются уже социальная направленность и ориентация на учебные составляющие ( это происходит к концу восьмого года жизни).

Чтобы ответить на вопрос о том, что же больше всего привлекает ребёнка в школе, необходимо вспомнить, что младший школьный возраст – это период формирования произвольных психических функций и интеллекта. Ребёнок в это время сам ищет ситуации, в которых он бы мог действовать искусственным, произвольным образом. Дети в этом возрасте очень любят играть в игры с правилами. В них ценится вычурно-неестественное действие. В обучении происходит тоже самое. Дети приобретают навыки искусственного действия: «писать по - письменному», читать, считать. Эти искусственные действия очень привлекательны для них.

Каким же образом ребёнок может присвоить себе новое действие? Копируя образец письменной буквы, ребёнок строит своё действие, пробуя разные возможности управления письмом. Важно подчеркнуть, что мотивом является не это искусственное действие, не образец или способ действия, а тот зазор, который образовался между своим и идеальным. Появление этого зазора и есть момент обучения. Поэтому обучение в младшей школе должно строиться как удерживание (усиление , воссоздание) различения искусственного и естественного. В традиционной школе искусственное даётся готовым, в системах развивающего обучения – строится самими детьми, в ответ на не решаемую известным способом проблему. Исходя из вышесказанного, младший школьный возраст можно назвать операционально-техническим. Он точно попадает на формирование способов действия, которые дети приобретают, обучаясь в школе.

Для того, чтобы помочь младшему школьнику осуществлять свою образовательную деятельность (учебную, проектную, исследовательскую) в процессе изучения учебного предмета можно выделить понятие учебная ситуация. «Учебная ситуация – это такая организация, клеточка деятельности, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая с ним разнообразные учебные действия, переформулируют, частично запоминают».

Многие учителя начальной школы знают, что в каждом из предметов можно выявить дидактический потенциал смысло-ориентированного, позиционно-ориентированного и структурно-ориентированного предмета. Именно такой подход, по мнению Галеевой Н. Л., может обеспечить мотивацию каждому ученику к изучению материала любого предмета.

Почему же тогда, даже «успешные» учащиеся не всегда могут проявить свои возможности на каждом уроке? Подобные вопросы встают перед учителем в момент возникновения педагогической ситуации, заставляя его осуществлять педагогический анализ учебно-познавательных ресурсов ученика. Ведь все дети разные. Для одних будет легче нарисовать иллюстрацию к тексту, другим, наоборот, построить рассказ по рисунку. Кому-то из них необходимо обязательно прочитать задание вслух, чтобы понять его, а для кого-то мотивацией будет коллективная работа на единую цель.

Исследования Гарднера и Эриксона показывают, что ребёнок, поступая в школу, прошёл уже три важнейших из восьми этапов развития в своей жизни. У каждого из них свой уровень доверия к окружающему миру, самостоятельности и предприимчивости, и учебный успех каждого тесно связан с его субъектным опытом, с содержанием и размером зоны его актуального и ближайшего развития. Поэтому учебный успех ученика –это не только увеличение присвоенной им учебной информации, но прежде всего рост его учебных возможностей.

Исходя из вышесказанного, понятно, что помочь ребёнку определить его позицию по отношению к учебной работе может только тот учитель, основу компетенций которого составляют знания об ученике как субъекте обучения.

Литература:
1.​ Галеева Н. Л. И др. «Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе», Москва: «5 за знания», 2008 г.
2.​ Поливанова К. Н. «Проектная деятельность школьников», Москва: «Просвещение», 2008 г.

Личное мнение СТАТЬИ   

Новости