Путь в мир музыки

Епифанцева Татьяна Валентиновна

Преподаватель фортепиано

Детской школы искусств им. Д.С.Бортнянского,

Санкт-Петербург



От вашего первого шага,


От того, кто нам открыл прекрасный мир музыки,


Полный чудес и тайн, зависит наша жизньв этом мире,


Наше отношение к нему.


А.Эшпай



Эти слова, сказанные композитором А. Эшпаем, исключительно точно говорят о той задаче, которая стоит перед педагогом с момента появления на уроке маленького ученика. Понять его, стать ему добрым и верным другом нужно прежде, чем научить. Искреннее, доброе отношение к маленькому человеку и честное отношение к своему труду всегда сделают свое дело.
Всегда начинаю знакомство с учеником со сказки, стихов, пытаюсь разговорить его, раскрыть эмоционально. Вырастить музыканта или даже человека, желающего понимать и любить музыку – искусство, необычайно трудная задача. Но гораздо сложнее сохранить в человеке индивидуальность, сформировать позитивно его душу, и конечно влиять на воспитание ребенка. Это не только занятия фортепиано, но и знакомство со всеми жанрами искусства. В нашем городе есть прекрасные возможности для этого. Обязательно знакомлю родителей с репертуаром наших музыкальных театров. Начинаю с театра «Зазеркалье», детских спектаклей в Михайловском и Мариинском. Вместе с детьми и родителями посещаем их, это настоящий праздник для детей.
Эмоциональное и эстетическое воспитание является необходимым элементом становления человеческого разума. Детей пяти-семилетнего возраста всегда спрашиваю о том что они читают, чем увлекаются, интересуются, что нравится, а что нет, обязательно обсуждаю с ними это.
С самого начала, для меня является очень важным определить интеллект ребенка. Этому помогают стихи, которые может рассказать ребенок, сказки. Очень многое в творческом развитии ребенка зависит от того как пройдет его первое знакомство не только с театром, но и с музеем, архитектурой города. Все жанры искусства зарождают возвышенные эмоции, способствуют стремлению к прекрасному. Поэтому рекомендую родителям посещать с детьми достопримечательности города: дворцы, библиотеки, дома-музеи.
Путеводителем для работы с детьми, на первых порах, стала книга Т.Юдовиной-Гальпериной о ее опыте работы. «Для педагога и для меня лично творческий процесс заключается в необходимости неустанно создавать художественные образы, постоянно находя смысл заново». И еще одно основополагающее: «Просто любить детей недостаточно и невозможно, любить необходимо звуковые образы, через которые выражаются эмоции». Поэтому изучение закономерностей мышления ребенка, знание психологии – главное, чтобы чувствовать и понимать его. Ребенок, придя в музыкальную школу хочет слышать музыку, говорить с нами о музыке и участвовать музыке. А мы ему часто вместо этого показываем «точки и крючки». Интерес его моментально угасает, сталкиваясь с первыми трудностями музыкальной грамоты и сходит на «нет». Здесь на помощь призываю все свое воображение и использую ролевые игры, все обучение строю от образа к технике. Чем меньше ученик, тем больше я играю сама, вовлекая его в помощники, потом играю вместе с ним. Использую все доступные средства: танцы, движения под музыку, ударные музыкальные инструменты и даже костюмы. Тогда ребенок раскрепощается, а это так необходимо для «высвобождения психики». Игра для ребенка является продолжением его жизни в детском мире.
Музыка является одной из форм познания мира для всех людей, от мала до велика. И люди расположены к ее пониманию с рождения. Так считает М.Лазарев – создатель учения дородового музыкального развития. Он говорит о том, что дети обладают высокой интеллектуальной активностью, широким спектром эмоциональных реакций и глубиной чувств. Первые два года обучения обязательно выделяю время на уроках слушанию и восприятию музыки, обсуждаю художественную сторону произведений. В средних и старших классах обсуждаю с учениками услышанное на концертах.
«Генетика, физиология и психология – три кита, без которых невозможно преподавание музыки» (Т.Юдовина-Гальперина). Этот принцип является основным в моей работе. Раскрепощение тела пианиста происходит через соприкосновение с определенными музыкальными образами, а не наоборот. Невозможно заставить расслабить руку, не рисуя перед учеником образ, звуковую картину. Здесь надо подключать еще и слух чтобы картина получилась. С первых уроков делаю гимнастику с детьми, рекомендованную Артоболевской, добавляю свои упражнения: движения плечами, кистями, головой. С малышами – пальчиковые игры с пением под аккомпанемент. Музыкальная речь, артикуляция, фразировка тесно связаны с дыхательным процессом и произношением слов. Применяю игру с пением слов, придумываю с учеником слова для пьесы. Пение самых простых попевок с игрой одновременно, а так же игра с речетацией проводит к согласованности действий за инструментом в нотно-клавишном процессе. Особое внимание уделяю чтению нот: устно, в заданном ритме и просто с игрой – нащупыванием клавиш, по принципу «вижу – слышу – осязаю».
Изучая опыт таких педагогов как Измайлова С.Ф., Альтерман С.С., посещая их уроки и концерты пришла к выводу, что только формирование комплекса «вижу – слышу – осязаю» у ученика дает возможность вести его дальше. Двигательные и словесные центры тесно связаны между собой, поэтому только игра с пением эффективна для координации. Если звук подкреплять работой мышц рук и пальцев, то активно работают оба полушария (так считают физиологи). И по опыту работы можно сказать, что это очень активизирует процесс игры у ученика: пальцы становятся активнее, голова быстрей соображает. При сольфеджировании по нотам, подключаются и глаза. Сольфеджирование – основа для формирования необходимых физических связей, ощущения единства органов восприятия в фортепианной игре.

Главные рубрики Личное мнение Педагогическая копилка СТАТЬИ   

Новости