Все в наших руках

Тихонова Любовь Сергеевна, педагог-психолог, г. Санкт-Петербург

ГБДОУ детский сад №4 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района



Название «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезия», что означает «движение». Греческое же происхождение имеет и слово «логос», которое переводится, как «наука». Получается, что «кинезиология» - это наука о движении мышц или языке движений. Есть еще одно определение кинезиологии – это наука о развитии головного мозга через определенные движения рук.
Кинезиологией пользовались Аристотель и Гипократ. Однако, родоначальником данной науки все – таки принято считать американского исследователя остеопата Джорджа Гудхарда.
Образовательная же кинезиология была создана супругами Полем и Гейл Деннисон в начале 80 – х годов. Это прекрасный метод, подходящий как для индивидуальной, так и для подгрупповой работы с людьми разного возраста. Особенно кинезиологические упражнения стали востребованы детскими психологами, педагогами, логопедами, желающими помочь детям освоить разнообразные науки максимально интересно.
Как известно, самый важный для развития ребёнка отрезок в жизни – это дошкольное детство, которое длится всего семь лет. Но эти семь лет имеют не проходящее значение, так как развитие идёт крайне стремительно: формируются основы личности, расширяется сфера деятельности ребёнка. Так же этот период детства характеризуется интенсивным познавательным развитием: совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства. Развиваются виды и свойства внимания, памяти, воображения, происходит становление наглядных форм мышления.
Таким образом, занятия детской кинезиологией представляют собой программу развития, которая отвечает следующим актуальным задачам дошкольного детства:
• Нормализация тонуса;
• Формирование адекватных представлений о собственном теле;
• Автоматизация простых движений;
• Развитие сенсомоторной координации;
• Формирование внимания, памяти, мышления;
Занятия детской кинезиологией рекомендованы детям, как в виде общеукрепляющего и профилактического комплекса, так и с самыми различными формами нарушения развития. Это могут быть тяжелые состояния (ДЦП, синдром РДА, органические и генетические патологии), так и пограничные расстройства (нарушение внимания, восприятия, трудности в обучении). Метод кинезиологии, как показывает практика, является важным звеном в организации помощи коррекционной и развивающей работы с ребенком. Лучше всего начинать занятия по кинезиологии с самого раннего детства.

1
Основываясь на научном положении, что все маленькие дети амбидектры, нами был использован метод кинезиология (или метод рисования двумя руками) для развития межполушарного взаимодействия мозга, начиная с ясельной группы детского сада.
Все упражнения проходили в игровой форме и активное участие в них принимали родители воспитанников. Занятия проводились два раза в неделю и включали в себя не только рисование обеими руками, но и другие кинезиологичекие упражнения: пальчиковые игры, дыхательную гимнастику, физкультурные упражнения и так далее.
На первых этапах родители выполняют все задания вместе с детьми, особенно внимательно выполняется совместное (ребенок – взрослый) рисование двумя руками. Такое задание занимает всего 3 -4 минуты, чтобы малыши не успевали уставать. Начинать рисование стоит с самых простых элементов, постепенно усложняясь:
• Рисование прямых горизонтальных и вертикальных линий;
• Рисование круговых движений;
• Рисование волнистых линий;
• Рисование кругов, закрашивание элементарных предметов (мяч, яблоко).
Движения рук могут быть так же различны:
• Однонаправленные (например: ленты у шариков)

2
• Симметричны (например: лучи солнца)

3
• Разнонаправленные (например: волны)

4

К концу учебного года дети уже могли принимать участие в элементарных коллективных работах. По мере того, как развивается мелкая моторика, усиливается нажим, дети стали использовать в своих творческих работах не только мелки и краски, но и карандаши. В зависимости от уровня развития детей нами придумывались различные тематики занятий и заданий. Такие занятия в игровой форме вызывали активный эмоциональный отзыв.
Рисунки получаются яркие, красивые и тем самым повышают мотивацию, аккуратность и усидчивость детей.

7
6
5

Как мы уже писали выше, в серии занятий кинезиологией принимают активное участие родители. Параллельно родители участвуют в семинарах, тренингах, «круглых столах». Это способствует формированию активной позиции родителей, повышению психолого – педагогической грамотности, улучшению детско – родительских отношений, а так же, что немаловажно, повышению уровня доверия родителя к педагогам, которым они каждый день отдают своих детей. Целесообразность занятий кинезиологией подтвердили положительные результаты мониторинга. В той группе детей, которая с раннего возраста до четырех лет систематически занималась упражнениями с элементами кинезиологии развитие интеллекта выше на 30%, чем в группе детей, где данные занятия не проводились.
Поэтому мы считаем, что использование элементов кинезиологии в развивающей работе педагогов, психологов, логопедов приводит к улучшению межполушарного взаимодействия, которое является основой развития интеллекта.

8
9

Список литературы:
1. Жукова О. С. Как вырастить умного ребёнка. Мамина школа. -Москва: ОлмаМедиаГрупп, 2011.-336с.
2. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. -СПб.: КОРОНА-Век, 2007.-32с
3. Шелопухо О. А. Левша и правша. Мамина школа.–Москва: ОлмаМедиаГрупп, 2011.-320с

Главные рубрики Дошкольное образование Педагогическая копилка СТАТЬИ   

Новости