Танец для дошкольников

Данюшкина Людмила Николаевна, г. Санкт-Петербург

педагог дополнительного образования 1 кв. категории,

ГБОУ СОШ №26 Невского р-на

Рекомендации хореографам, работающим с детьми дошкольного возраста на примере авторской программы «БЭБИ-ДЭНС»


Эстетическое воспитание подрастающего поколения - одна из немаловажных составных частей воспитания в целом. Хореография и бальный танец в частности наряду c другими видами искусства должны занять важное место в программе воспитания уже начиная c ранних лет ребенка.
Очень важно создать в детском коллективе и у родителей обстановку самого серьезного отношения к танцевальному занятию не как к развлечению, a как к занятию, требующему собранности, дисциплины и усердия. Во внешнем виде - аккуратная прическа, костюм, обувь - в конечном итоге дает привычку выглядеть опрятным и подтянутым, a «внешняя чистота и изящество должны быть выражением внутренней чистоты», как писал В.Г. Белинский.
Освоение танцевальных навыков связано c определенной тренировкой тела. Поэтому обучение предполагает специальные тренировочные занятия, построенные на основных положениях, позициях и элементах классической и характерной хореографии, а так же базовых элементах бального танца. Эти занятия дают значительную спортивно-физическую нагрузку. Особенностью танца является гармоническое развитие тела ребенка, без гипертрофии тех или иных мышц.
Систематические занятия танцем соразмерно развивают фигуру, способствуют устранению ряда физических недостатков, вырабатывают правильную и красивую осанку, придают внешнему облика ребенка собранность и элегантность.
Программа «БЭБИ-ДЭНС» делает возможным научить детей хорошим манерам, вежливому обращению, искусству поклона, красивой походке, правильному поведению в обществе.
Танец оказывает также большое влияние и на формирование внутренней культуры ребенка. Занятия бальным танцем органически связаны c усвоением норм этики, немыслимым без выработки высокой культуры общения между людьми. Занятия танцем развивают чувство ответственности перед товарищами, умение считаться c их интересами.
Танец-это вид искусства, который помогает познать мир, почувствовать движения жизни, создать картину окружающего мира. Отражать жизнь танцем всегда было естественно для человека. С самого рождения человечество живёт танцуя. Сначала у ритуальных костров и во время обрядов, затем скоморошествуя и веселя народ на площадях во время праздников, позже в театрах и концертных залах. Шло время, менялись сценические площадки, и вот уже двадцать веков о любви, боли, печали, и радости люди говорят языком танца. Возвышенным, ритмическим языком, в котором душа говорит душе движением тела».
Ребёнок рождается. Первый звук, первое слово... Он учится говорить, осваивает глубину и богатство языка и, вырастая, создает прекрасные произведения литературы.
А когда же начинать учиться говорить языком танца? «Танец относится к жизненному жесту так же, как поэзия к прозе». А человек двигается с самого рождения. Так, когда же начинать учиться танцевать?
Наблюдая за детьми первого года жизни, вспомним как они пританцовывают в кроватке или манеже заслышав звуки музыки. В 2-3 года в их поведении и развитии, можно увидеть, что играя они прыгают, кружатся, бегают, то есть неосознанно ИСПОЛНЯЮТ танцевальные движения. Музыка, доносящаяся со всех сторон, не остаётся незамеченной маленьким человеком: покачиваясь в такт и размахивая руками или бодро скача, ребёнок становится частью её. К 4-ём годам ребёнок проявляет активное желание танцевать, при этом его физиологическое развитие позволяет изучать новые фигуры, новые танцы, получает новую информацию о танце, как виде искусства.
Определение цели, задач и содержания программы основывается на таких важнейших принципах, как последовательность и доступность обучения, опора на интерес, учет индивидуальных особенностей ребенка. Соблюдение этих принципов позволяет определить перспективы развития каждого ребенка.
Направленность данной программы выражена в её целях и задачах, а именно растить всесторонне развитых, творчески раскрепощенных и уверенных в своих силах личностей. И программа «БЭБИ-ДЭНС» - первая ступень к достижению этой цели.

Цели
  1. Танец – удивительный вид искусства, делающий человека прекрасным духовно и физически. Гармоничное развитие личности – это цель освоение данной программы развития
2. Развитие личности ребенка способного к творческому самовыражению посредством танца
3. Развитие эмоциональных качеств личности, артистических способностей


Задачи

Образовательные задачи
1. Формирование системы знаний, умений, навыков по основам танцевального искусства
2. Формирование музыкально-ритмических навыков
3. Изучение истории танцевальной культуры, основ актерского мастерства танцоров

Развивающие задачи
1. Развитие координации, гибкости, пластики, общей физической выносливости
2. Развитие творческой инициативы и способности к самовыражению в танце, артистизма
3. Развитие моторико-двигательной и логической памяти

Воспитательные задачи
1. Приобщение детей к здоровому образу жизни и гармонии тела
2. Воспитание чувства товарищества и личной ответственности
3. Подготовка детей к творческому самосохранению в реалиях современной жизни.

  Условия реализации образовательной программы «БЭБИ ДЭНС»
Основу данной программы составляет, с одной стороны, ориентация на общечеловеческие ценности мировой танцевальной культуры, а с другой - установка на развитие творческой индивидуальности ребенка. Танец – одно из средств самовыражения и самоутверждения себя как личности ,существующей в обществе сверстников.и поэтому задача педагога – дать ребенку эту возможность.
Для реализации этой программы, рассчитанной на 1 год, необходим следующий режим занятий - 2 раза в неделю по 30 минут, т.к. физиологические особенности детей этого возраста позволяют заниматься не более 30 минут, так как более продолжительные занятия могут утратить свою актуальность и не приносить ребенку положительных эмоций.
Построение занятия выглядит следующим образом: 5 минут поклон-приветствие, бег, марш по кругу, упражнения для рук, стоп, корпуса, 10 минут на изучение нового материала ,который соответствует возрастным особенностям,10 минут игры, в которой закрепляется пройденный и новый материал, 5 минут на поклон-прощание и подведение результатов занятия, в котором обязательно должна прозвучать положительная оценка работы каждого ребенка.

Формы и методы проведения занятий по программе «БЭБИ ДЭНС»
Оптимальной формой проведение занятий с детьми младшего дошкольного возраста являются занятия малыми группами по 6-8 человек, чтобы достичь наилучших результатов.
Разнообразны и методы проведения занятий. Это – объяснение педагога с использованием образных выражений, иллюстраций, показ педагога, слушание детской, классической и популярной музыки, посещение концертных программ и спектаклей , а также участие в концертах, утренниках, праздниках.

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
 
№ темы Наименование темы Количество часов
1 Азбука музыкального движения. 8
2 Ритмические и образные танцы. 8
3 Азбука классического танца. 8
4 Рисунки танца. 8
5 Образные танцы. Танцевальные игры 10
6 Упражнения для укрепления позвоночника и опорно-двигательной системы. 8
7 Упражнения для рук 4
8 Элементы актерского мастерства 10



Без рубрики Дошкольное образование Педагогическая копилка СТАТЬИ   

Новости