Вечер памяти А.С.Пушкина «День признательной любви»

Копылова Татьяна Шутановна

Воспитатель (классная дама) высшей кв. категории

НОУ "Бизнес-школа "Деловая волна"

Санкт-Петербург, Адмиралтейский район


Россия дала миру много талантливых людей. Весь мир восхищается нашими поэтами, писателями, композиторами, учеными. Но есть имя, которое дорого и близко каждому человеку, любящему и понимающему Россию – это Александр Сергеевич Пушкин.
В жизни интересна судьба каждого человека, а жизненный путь великого русского поэта вызывает особый интерес. Как достиг таких вершин человек, что в его жизни происходило такого, что помогло раскрыть его талант, кто был рядом с этим человеком, кто были его друзья и недруги, какие черты характера помогли добиться таких высот, какие обстоятельства помогли сформировать характер будущего гения - Александра Сергеевича Пушкина?
Каждый год в октябре в нашей школе проводится Пушкинская неделя. Каждый год ученики узнают о великом поэте что-то новое, учатся понимать и любить поэзию, ведь понимать поэзию может научиться каждый, кому доступны такие «души прекрасные порывы», как любовь, сострадание, грусть.
Вот какая внеклассная работа по этой теме была проведена в нашем классе.
В первом и во втором классах проводились конкурсы рисунков – иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина.
В третьем классе – литературно-музыкальная композиция о любимом времени года поэта – осени.
В четвертом классе – посещение мемориального музея-лицея в городе Пушкине, посещение Санкт-Петербургского ГАТ оперы и балета имени М. Мусоргского (опера «Сказка о царе Салтане»). В пятом классе – посещение мемориального музея-квартиры А.С. Пушкина. Литературно-музыкальная композиция «У Лукоморья» (по произведениям А.С. Пушкина). Экскурсия в Кобрино, Суйду и Выру. Посещение Мариинского театра (опера «Сказка о золотом петушке»).
В шестом классе – экскурсия в Пушкинские горы (Михайловское, Петровское, Тригорское, Святогорский монастырь), вечер памяти А.С. Пушкина, посещение Мариинского театра (опера «Руслан и Людмила»).
В рамках Пушкинской недели каждый год проводились конкурсы чтецов стихотворений А.С. Пушкина. В шестом классе, как продолжение внеклассной работы по изучению жизни и творчества великого поэта, был проведен вечер памяти Александра Сергеевича Пушкина. Главная цель этого вечера, которую я ставила перед собой – показать поэта как человека глубоких переживаний, счастливой и вместе с тем трагической судьбы, и на примере жизни А.С. Пушкина способствовать формированию личности моих учеников, их духовности и нравственности.
Хочу представить Вашему вниманию сценарий этого вечера. Не могу сказать, что работа над этим вечером памяти была легкой. Наши дети, как почти все современные школьники, очень загружены, а им пришлось проработать текст большого объема, но со временем ребята были увлечены этой работой, и когда вечер получился на славу, были очень горды собой, что справились с этой задачей.
Параллельно с постановкой этого вечера мы с ребятами готовили оформление выступления: подбирали музыкальное сопровождение и слайды по сценарию, продумывали оформление гостиной (подсвечники, свечи) и комнаты няни (самовар, кухонная утварь, скатерть), подбирали костюмы героев, выпустили фотогазету «Приют, сияньем муз одетый…» (по экскурсии в Пушкинские горы) и плакаты с изречениями о Пушкине.
Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла.
А. Плещеев
Все гениальные стихи нашей поэзии –
дети одной семьи, отец которой – Пушкин.
Н. Доризо
К чему изобретать национальный гений?
Ведь Пушкин есть у нас: в нем сбылся русский дух.
Весь мир – весь белый свет! – в кольцо его творений
Вместился целиком. И высказался вслух.
Н. Матвеева
В вечере принимал участие весь класс. На сцене это был коллектив единомышленников и атмосфера была по настоящему Пушкинской.


Сценарий «Дань признательной любви»

Действующие лица:
А.С. Пушкин
Данзас
Н.Н. Гончарова
Лицеисты
Няня Арина Родионовна
Барышни
Николай I
Крестьяне

Здравствуйте наши уважаемые учителя и гости!
Сегодня мы собрались накануне трагической даты.
174 год тому назад ушел из жизни великий русский поэт. Наш вечер посвящается памяти Александра Сергеевича Пушкина.
В жизни интересна судьба каждого человека, а жизненный путь великого русского поэта вызывает особый интерес.
Как достиг таких вершин человек, что в его жизни происходило такого, что помогло раскрыть его талант, кто был рядом с этим человеком, кто были его друзья и недруги, какие черты характера помогли добиться таких высот, какие обстоятельства помогли сформировать характер будущего гения – Александра Сергеевича Пушкина.

В начале жизни школу помню я…
Там нас беспечных, было много,
Неровная и дружная семья.

Вначале был лицей. Шесть необыкновенных лет, жизни и учения в Царскосельском лицее.
Здесь развился его поэтический талант, здесь он познал радость первых творческих успехов, обрел большую дружбу. Нам очень интересно: каким был Пушкин, когда ему было столько лет, сколько нам теперь? Вот что пишет его лучший друг Иван Пущин:
Пушкин с самого начала был раздражительнее многих, иногда неуместными шутками, неловкими колкостями сам ставил себя в затруднительное положение, не умея потом из него выйти. В нем была смесь излишней смелости с застенчивостью, и то и другое невпопад, что тем самым ему вредило. Главное ему не доставало того, что называется тактом, это капитал, необходимый в товарищеском быту, где невозможно уберечься от некоторых неприятных столкновений вседневной жизни.
Чтоб полюбить его настоящим образом, нужно было взглянуть на него с тем полным благорасположением, которое знает и видит все неровности характера и другие недостатки, мирится с ними и кончает тем, что даже и их в друге-товарище.
Кто были его друзья в лицее? Был Пущин, был Дельвиг, был Кюхля – Кюхельбекер, много их было. Там, в лицее, Пушкин впервые влюбился. Ее звали Екатерина Бакунина. Она была сестрой одного из лицеистов. Молоденькая девушка, приветливая и очаровательная. Пушкин покорен! Он воспел свою любовь в стихах, светлое чувство о первой юношеской любви останется в сердце Пушкина навсегда.

Итак, я счастлив был, итак, я наслаждался,
Отрадой тихою, восторгом упивался…
И где веселья быстрый день?
Промчался летом сновиденья.
Увяла прелесть наслажденья,
И снова вкруг меня угрюмой скуки тень.


В лицее преподавали много замечательных педагогов.
Пущин вспоминает, что все профессора смотрели с благоговением на растущий талант Пушкина.
В математическом классе вызвал его раз Карцов к доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу, и все писал молча какие-то формулы. Карцов спросил его, наконец: «Что ж вышло? Чему равняется икс?» Пушкин, улыбаясь, ответил: «Нулю!» – «Хорошо. У вас Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на место и пишите!» Спасибо Карцову, что он из математического фанатизма не вел войны с его поэзией.
Вот еще эпизод из лицейской жизни. Послеобеденный класс Кошанского. Окончив лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: «Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, розу стихами». Наши стихи вообще не клеились, а Пушкин мигом прочел два четверостишия, которые всех нас восхитили.
Пушкин потом постоянно и деятельно участвовал во всех лицейских журналах, импровизировал так называемые народные песни, точил на всех эпиграммы.
А охотнее всех других классов Пушкин занимался в классе Куницына. Александру Петровичу Куницыну Пушкин посвятил такие строки:

Куницыну дань сердца и ума!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена.


Шесть незабвенных лицейских лет пройдено. Впереди взрослая жизнь, жизнь в Петербурге, ссылка на юг России, ссылка в Михайловское.

В Михайловском

Изгнанный в глушь, он оказался у себя дома… Именно в деревне написаны его лучшие стихи. Пушкин с тоской ехал сюда, а потом с тоской вспоминал об этих местах.
Вспоминали его и крепостные крестьяне.
– Ходил этак чудно, красная рубаха не ем, кушаком подвязана, белая шляпа на голове…
– Он мужицкие разговоры любил, со всеми, бывало, ласково обходился.
– Видали мы его и по деревням на праздниках. Придет и все слушает, слушает, какие девки песни поют, и сам с ними пляшет.
– А во время ярмарок в Святогорский монастырь любил ходить, где много старцев и нищих. Он записывал, что они поют.

В Михайловском рядом с Пушкиным была Арина Родионовна. Самый близкий и родной человек. Она еще в детстве заботилась о нем, утешала и баловала его. Она не была его кормилицей. Но как материнское молоко впитал он ее голос, ее язык. Она любила его просто потому, что любила, и эта любовь дала ему не меньше, чем все последующие исторические события, мудрые книги. Пушкин вспоминал, как в детстве тихими, темными вечерами звучал любящий родной голос.

Няня (тихо напевая)
За морем синичка неслышно жила,
Неслышно жила, пиво варила,
Неслышно жила, пиво варила.
Солодку купила, хмель взаймы взяла.
Охти, господи, десять уже, верно, десять…
Спать надо, батюшка!

У одного царя была жена. Красивая, добрая. Да ушел царь на войну, а царица одна осталась. И все мужа ждала. Прошло девять месяцев. Родилась у царицы дочка, а тут и царь-отец вернулся. Но вдруг умерла царица, и остался царь с дочкой один. Что делать? Через год женился на другой… Уснул, наконец, спи мой ангел.

Ах, умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоняя
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужасов не шолохнусь, бывало,
Едва прижмусь под одеялом,
Не чувствуя ни ног, ни головы…

Однажды зимним днем Пушкин услышал звон колокольчика, выглянул в окно, увел подъезжающие сани и в них своего самого дорогого друга. Вот как вспоминает Пущин: «вижу на крыльце Пушкина босиком, в одной рубашке с поднятыми руками». Радости друзей-товарищей не было предела.
Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил,
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил.

Целый день друзья провели вместе. Пушкин как дитя был рад этому свиданью, а в апреле в Михайловское приехал Дельвиг на целых десять дней. Это был царский подарок
Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под главой поник я томной,
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенной,
О, Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.

Но обычное состояние Пушкина во время пребывания в Михайловском – одиночество. Есть в Михайловском парке, на одном из Ганнибаловских прудов старинная парковая затея – «остров уединения». В известном смысле, все Михайловское для Пушкина – своеобразный «остров уединения», где каждая встреча оставляющее свой след в творчестве.
Летом 1825 года в Тригорском гостила Анна Петровна Керн. Вся молодежь из соседней усадьбы приехала к Пушкину. Старинная липовая аллея – «аллея Керн» – живая память о романтической встрече, которая столь ярко осветила жизнь деревенского отшельника. Через месяц, покидая гостеприимный дом, Анна Петровна Керн бережно увозила подарок Пушкина, пленительные поэтические строки.

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленье грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мене долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Два года жизни провел Пушкин в Михайловском – никогда еще гений его не разворачивался с такой силой.
Здесь меня таинственным щитом
Святое провиденье осенило,
Поэзия как ангел-утешитель,
Спасла меня; и я воскрес душой.

Петербург

Ссылка кончилась также внезапно, как и началась.
Николай I и Пушкин
Н – Скажи мне, Пушкин, принял бы ты участие в бунте 14 декабря, если бы ты находился в Петербурге?
П – Да. Я был бы на сенатской площади со своими товарищами.
Н – Довольно ты подурачился, надеюсь, теперь ты будешь рассудителен, и более ссориться не будем, отныне я буду твоим цензором.
Так началась для Пушкина новая жизнь. Зимний сезон 1826-1827 года выдался блестящим. Балы, рауты следовали один за другим. Петербург как будто спешил выйти из оцепенения, охватившим город после декабрьского восстания.
Выход в свет, на бал, означал для молодых людей того времени, что они повзрослели. В России балы при дворе открывались полонезом. Когда полонез пройден, бал начинается. Танцы в России того времени были самыми обычными, такими же, как в Париже, Лондоне, Вене. Польки, кадрили, мазурки. Однако, без сомнения, с особым изяществом танцевали вальс.

Однообразный и безумный,
Как вихрь жизни молодой,
Кружится вальса вихрь шумный;
Чета мелькает за четой.

Встреча с Натальей Гончаровой произошла зимним вечером 1828 года на балу. Пушкин не собирался туда. Но к нему явился Вяземский и силой увез на бал. Никогда еще с таким грустным чувством он не приезжал на бал. Тайное чувство томило его и волновало душу. Вяземский что-то говорил Пушкину, показывая на барышень, которые впервые появились в светском обществе. И вдруг какая-то сила заставила его обернуться. Он увидел ее – в прозрачном облаке воланов и кружев, в толпе молодых поклонников, в окружении многочисленной родни и знакомых.

Я думал, сердце позабыло
Способность легкую страдать.
Я говорил тому, что было,
Уж не бывать! Уж не бывать!
Прошли восторги и печали,
И легковерные мечты…
Но сердце вновь затрепетало
Пред мощной властью красоты…

Пушкин полюбил Наталью Гончарову. Долгих три года Пушкин добивался руки и сердца своей избранницы. 1831 года февраля 18-го дня по Указу Его Императорского Величества сочетались браком жених Александр Сергеевич Пушкин, 31-го отроду и девица Наталья Николаевна Гончарова, 18-ти лет.
Тихим октябрьским вечером Пушкин попросил художника Карла Брюллова нарисовать портрет молодой жены Натальи Николаевны. Он звал ее просто – Натали. Брюллов рисовал портрет счастливой жены.

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель.
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш Божественный Спаситель.

Она с величием, он с разумом в очах –
Взирая, кроткие, во славе и в лучах,
Одни без ангелов, под пальмою Сиона
Исполнились мои желания, Творец.
Тебя мне ниспослал, тебя моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Она редкостная красавица. Застенчивость и робость придавали ей особое очарованье. Сильная, ловкая, она необыкновенно сложена, отчего каждое движение преисполнено грацией.
Истинный портрет Натальи Николаевны нарисовал сам Пушкин. Из штрихов, разбросанных им в письмах к жене, и о жене можно составить ее характер.
– Я женат – и счастлив, одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь. Это состояние так ново, что, кажется, я переродился.
– Если при моем возвращении я найду, что твой милый, простой, аристократический тон изменился, разведусь, вот те Христос, и пойду в солдаты с горя.
– Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив. – Тебя, мой ангел, люблю так, что выразить не могу.
– Ты, мне кажется, воюешь без меня дома, сменяешь людей, ломаешь кареты, сверяешь счета. Ай да хват баба. Что хорошо, то хорошо.
– Мое семейство умножается, растет, шумит около меня. Теперь, кажется, и на жизнь нечего роптать, и старости нечего бояться.
– За шесть лет в семье Пушкиных родилось четверо детей: две девочки и два мальчика.
– Бог мне свидетель, что я готов умереть за нее, но умереть для того, чтобы оставить ее блестящей вдовой.

В 1836 году в петербургских салонах образовался круг людей, объединившихся в своей ненависти к Пушкину. Начали появляться сплетни, связанные с именем Пушкина и его жены. Вскоре поэт и его друзья получили анонимный пасквиль, оскорбительного содержания. Пушкин не сомневался, что это дело рук голландского посланника Геккерена и его приемного сына Дантеса.
Поэт невыразимо страдал последние месяцы своей жизни. Едва Пушкин появлялся в обществе, как сейчас же становился объектом бесцеремонного разглядывания, шушуканья, злословия.
Вокруг затравленного Пушкина все веселились, смеялись, шутили. В этом шумном круговороте как-то объединились и недруги, и те, кого он считал друзьями.
У смертельной бездны поэт остался один. Некому было даже излить душу. Выносить это дальше у Пушкина не было сил. 26 января 1837 года он пишет оскорбительное письмо Геккерену, где воздает по заслугам подлецу. Дантес посылает поэту вызов, и на следующий день на Черной речке, в предместье Петербурга, происходит дуэль.
Условия дуэли были кровавыми: стреляться с десяти шагов. В случае промаха с обеих сторон поединок возобновлялся.
Пушкин и Данзас
Д – Ты настаиваешь на этих условиях?
П – Разумеется.
Д – Это очень жесткие условия: барьер десять шагов. Смертельные, я бы сказал.
П – Это ничего не меняет.
Д – Твои условия приняты. Дантес ждет тебя на Черной речке.
День выдался ясный, морозный.
Закутанный в медвежью шубу, Пушкин ждал, пока секунданты утопчут снег и приготовят место дуэли.
Противников поставили, подали пистолеты. Данзас махнул шляпой, сделал знак сходиться. 5 шагов, 4, 3, 2 . Пушкин первым подошел к барьеру и начал наводить пистолет. Пушкин был отличный стрелок, но Дантес успел выстрелить долей секунды раньше. Прозвучал выстрел.
Из чьей руки свинец смертельный
Поэту сердце растерзал?
Кто сей божественный фиал
Разрушил, как сосуд скудельный?
Будь прав или виновен он
Пред нашей правдою земною
Навек он высшею рукою
В цареубийцы заклеймен.
Но ты, в безвременную тьму
Вдруг поглощенная со света,
Мир, мир тебе, о тень поэта,
Мир светлый праху твоему!...
Назло людскому суесловью,
Велик и свят был жребий твой!
Ты был богов орган живой,
Но с кровью в жилах… знойной кровью.
И сею кровью благородной
Ты жажду чести утолил –
И осененный опочил
Хоругвью гордости народной.
Вражду твою пусть тот рассудит,
Кто слышит пролитую кровь…
Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет.
29 января по старому стилю в 2 часа 45 минут дня Пушкина не стало.
К его гробу нескончаемой чередой шли студенты, офицеры, чиновники, ремесленники, крестьяне. На лицах многих были слезы. Боль и гнев соединились в сердцах русских.
В.Ф. Одоевский 30 января 1837 года опубликовал такие строки:
«Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща!..
Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно; всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой утрате, и всякое русское сердце будет растерзано.
Пушкин! Наш поэт! Наша радость, наша народная слава!
Неужели, в самом деле, нет у нас Пушкина?! К этой мысли нельзя привыкнуть».
Все в нем Россия обрела –
Свой древний гений человечий,
Живую прелесть русской речи,
Что с детских лет нам так мила, –
Все в нем Россия обрела.
Мороз и солнце… Строчка – ода.
Как ярко белый снег горит!
Доныне русская природа
Его стихами говорит.
Все в нем Россия обрела–
Своей красы любую малость.
И в нем увидела себя,
И в нем собой залюбовалась.
И вечность, и в короткий миг,
И радость жизни, и страданье…
Гармония – суть мирозданья,
Лишь он один ее постиг!
Все в нем Россия обрела, –
Свою и молодость, и зрелость,
Бунтарскую лихую смелость,
Ту, что веками в ней жила,
Все в нем Россия обрела
И никогда ей так не пелось!
Наш вечер, посвященный Александру Сергеевичу Пушкину, подошел к концу. Спасибо за внимание. До новых встреч!


Список литературы.
1. Бартенев П.И. О Пушкине. М., 1992.
2. Будылин И.Т. Деревенский Пушкин. М., 2006.
3. Пушкин А.С. Стихотворения. Евгений Онегин. М., 1972.
4. Пущин И.И. Записки о Пушкине. М., 1975.
5. Руденская М.П., Руденская С.Д. «Наставникам… за благо воздадим». Л., 1986.
6. Смольников И.Ф. Годы и версты Пушкина. СПб., 1999.
7. Солнце нашей поэзии. /Под ред. Самойловой М.И. М., 1989.

Музыкальные произведения
1. П.И. Чайковский. Опера «Евгений Онегин» (вальс, полонез, куплеты Трике).
2. А.С. Грибоедов. Вальс.
3. Русская народная песня «Во кузнице», «За морем синичка».
4. М. Яковлев. Романс «Зимний вечер».
5. М. Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье».
6. В. Шереметев. Романс «Я Вас любил».
7. Г. Свиридов. Вальс (музыкальные иллюстрации к повести А,С, Пушкина «Метель»).

Без рубрики Педагогическая копилка СТАТЬИ   

Новости