Православный праздник Сретение, как средство воспитания разносторонне развитой личности

Смирнова Юлия Владимировна

Воспитатель (классная дама)

НОУ "Бизнес-школа "Деловая волна"

Санкт-Петербург,  Адмиралтейский район

В настоящее время наше общество демонстрирует возникновение большого интереса к вопросам религии. Об этом свидетельствуют передачи по радио, телевизору, дискуссии в интернете. По – новому прочитываются сочинения русских классиков, в концертах звучат произведения, ранее знакомые узкому кругу слушателей. Многое из того, что мы знали раньше, оказывается наполнено совсем другим смыслом. Мы начинаем понимать смысл картин, написанных на религиозные сюжеты.

На уроках мировой художественной культуры в 6 классе учащиеся говорят о художественном воплощении библейских сюжетов. Мне, как воспитателю, важно не только закрепить изученный материал, но и, раздвинув рамки предмета, показать ребятам, что библейские сюжеты служили и служат до сих пор источником вдохновения не только для живописцев и скульпторов, но и для музыкантов, поэтов, писателей. Независимо от нашего собственного отношения к религии, нельзя не понимать, что это неотъемлемая часть русской и мировой культуры. А, кроме того, воспользоваться возможностью показать ребятам, что каждое событие или явление имеют много разных граней, и только образованный человек может увидеть окружающий мир во всей его полноте и разнообразии, а это залог правильных решений и жизненных успехов.

Занятие, которое я решила провести, было посвящено празднику. Праздник – это всегда интересное для ребят событие, это и игра, и творчество, и развлечение, и поучение. Я выбрала Сретение, с одной стороны – народный, с другой - один из важнейших православных праздников.

Я начала с рассказа о древнем языческом празднике Сретение.

Сретение – встреча. Для русских крестьян этот день служит границей между зимой и весной. Отчего и самое название праздника в простонародье объясняют встречею зимы с весною: солнце на лето, зима на мороз поворотила. В сельскохозяйственном быту по состоянию погоды в этот день сельские жители судят о наступающих весне и лете, особенно о погоде и урожае. О весне судили так: Какова погода на праздник. Такова будет и весна. Ежели установится оттепель – весна ранняя да теплая, коли холода завернут – весна холодная; выпавший в этот день снег – к затяжной и дождливой весне. На Сретение капель к урожаю пшеницы.

На Сретение кормят (закармливают) племенных птиц: курам дают овес, чтобы лучше неслись, и яйца были крупнее и вкуснее. С этого дня можно было выгонять скотину из хлева в загон — для разминки и пригрева, также начинали готовить семена к посеву, подчищать их, подрабатывать, проверять на всхожесть. Белили плодовые деревья. Крестьяне обычно в этот день делали расчет запасов хлеба, сена, соломы и других кормов: уложились ли они в половину, а если нет, вносили поправки в кормушки, да и сами подзатягивали пояса.

В этот день в деревнях раньше проводили гулянья. В день Сретения наши древние предки поклонялись Солнцу: жрецы Солнца совершали обряды встречи и приветствия светила, призывали тепло. А когда Солнце оказывалось в зените, сжигали куклу, сделанную из соломы — так называемую Ерзовку. Кукла эта олицетворяла собой Дух Огня и бога Любви. Ее украшали дарами и подношениями — цветами, красивыми лентами, праздничными одеждами, и люди обращались к ней с просьбами о благополучии и процветании. Считалось, что своим горением Ерзовка уничтожает холод, приносит теплое лето и хороший урожай. А пока куклу носили на шесте, влюбленные обращались к ней за помощью в любви и с просьбами о счастье в доме. На Сретение пекут блины, круглые, золотистые — они символизировали Солнце. Этим призывали его возвращение. В Костромской губернии крестьянки пекли баранки и кормили этими баранками домашний скот, чтобы предохранить животных от болезней. В этот день жглись костры, народ веселился ритуальными плясками. Скучать в Сретение нельзя — бог Любви не приемлет грусти, а на радостную встречу отвечает радостью.

Мой дальнейший рассказ был посвящен богословскому значению праздника Сретение.

Когда на Русь пришло Христианство, праздник наполнился новым смыслом. Хотя слово «Встреча» осталось по–прежнему ключевым.

Вот о чем рассказывает Библия:

На сороковой день после рождества Христова Пречистая Богородица вместе со святым Иосифом пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного младенца Христа. По закону Моисееву, родители должны были приносить в храм для посвящения Богу своих первенцев (то есть первых сыновей) на сороковой день после рождения. При этом полагалось в благодарность Богу принести жертву. Во исполнение этого закона Матерь Божия с Иосифом и принесли младенца Иисуса в храм Иерусалимский, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных.

Симеон Богоприимец был человек праведный и благочестивый — по преданию, один из семидесяти двух учёных толковников-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II (285—247 до н. э.) поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык. Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», он подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст. Но ангел Господень остановил руку святого Симеона и уверил его, что он не умрёт, пока не убедится в истинности пророчества пророка Исайи.

Симеон долго ждал исполнения обещания Божия — он жил, по преданию, около 300 лет. И вот в этот день по внушению Духа Святого он пришёл в храм. Произошло сретение – встреча человечества в лице старца Симеона с Богом.

Эти события и вспоминают христиане 15 февраля. Праздник Сретение отмечается торжественно. Многими песнопениями украсили праздник церковные песнотворцы: в VII веке - святитель Андрей, архиепископ Критский, и в VIII веке - святитель Косма, епископ Маиумский, преподобный Иоанн Дамаскин, святитель Герман, Патриарх Константинопольский, в IX веке - святитель Иосиф Студит, архиепископ Солунский.

С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, именуемая "Умягчение злых сердец", или "Симеоново проречение".

Разговор о празднике сопровождался звучанием церковной музыки, ему посвященной. Еще одной звуковой иллюстрацией к празднику было одноименное стихотворение И.Бродского, которое читал сам автор. Это дало повод сказать несколько слов о самом И.Бродском – человеке совсем другой культуры, другого времени, для которого событие рассказанное Библией стало поводом глубочайших размышлений и источником поэтического вдохновения.

Конечно же, использование компьютера и его возможностей позволило создать и звуковой и визуальный образ праздника.

Важным элементом моего занятия была игра. В качестве «разминки» были предложены загадки на библейские темы, и шуточные и серьезные. Далее на экране появились изображения четырех картин на темы событий из жизни Иисуса Христа. Надо было узнать, что изображено на картинах, и расставить события в хронологической последовательности. Следующими заданиями игры были кроссворд и ребус. Ребята разделились по командам и за каждую победу получали конфеты, как на ярмарочном гулянье. А, чтобы все было «по – настоящему», в конце игры каждая команда сделала из газетной бумаги (самого доступного горящего материала) куклу, украсив ее фантиками от съеденных конфет. Завершилось все чаепитием с символическим поеданием пирога в форме солнца – ватрушки с лимонным повидлом. А затем, мы вышли на улицу, где сожгли своих кукол.

Занятие получилось и веселым и содержательным. А на следующий день, когда мы с ребят его обсуждали, возник разговор об отношении к религии, и о том, зачем нам столько знаний. Я очень рада, что заставила ребят задуматься над такими важными вопросами, сформулировать и высказать свое мнение. По-моему, это прекрасный результат работы воспитателя.

Педагогическая копилка СТАТЬИ   

Новости