Развитие эмоционального интеллекта в начальной школе

Авторский коллектив воспитателей ГБОУ СОШ № 307

Адмиралтейского р-на г. Санкт-Петербурга

Борисова С. А., Гуляева А.А., Куставинова З. Т., Мамчур М. Н., Рухлинская И. А., Соболева Т. А.

Содержание
1. Информационная  карта
2. Модель организации работы с детьми
3. Конспект занятия №1 "Имя"
4. Конспект занятия №2 "Что такое  толерантность"
5. Конспект занятия №3 "Радость"
6. конспект занятия №4 "Любовь"
7. конспект занятия №5 "Грусть"
8. конспект занятия №6 "Обида"
9. конспект занятия №7 "Гнев"
10. Конспект занятия №8 "Сотрудничество"
11. Список литературы


  Тема: «Развитие эмоционального интеллекта детей в начальной школе»

                    Что такое настроение?

                    Это -  птичка, это – пенье

                      В глубине твоей души.

 (Ю.Мориц)

  Цель занятий:Развитие у детей умения понимать и строить отношения с другими детьми на основе сотрудничества, толерантности и управления своими эмоциями.
Задачи:
        • Уметь управлять своими эмоциями.
        • Уметь определять эмоциональное состояние других и адекватно на него реагировать.
        • Уметь находить решение в процессе совместного обсуждения.
        • Учить детей делать осознанный выбор.

Информировать детей о толерантности, о навыках позитивного социального взаимодействия.
Методики:
- Диагностические – диагностика проводится в начале и в конце занятия.
Вопросы для диагностики:
        • Какие эмоции вы знаете?
        • Чем радость отличается от грусти, гнев от любви и т.п.?
        • Предложить несколько карточек с различными эмоциями и попросить назвать их.
- Основные – групповые дискуссии,  атртерапия, игры – ролевые, с правилами, подвижные и  т.д.
Адресаты программы: дети младшего школьного возраста.
Структура занятия:
        • Приветствие.
        • Разминка.
        • Основная часть – совокупность упражнений и приемов, игр, направленных на развитие эмоционального интеллекта.
        • Обсуждение, рефлексия актуального состояния.
        • Прощание.
Организационные моменты:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35-40 мин. С письменного согласия родителей в своем классе, во второй половине дня.
Форма занятий: групповая.
Группа состоит из 14-16 человек, однородная по возрасту, желательно одинаковое кол-во мальчиков и девочек. В группу включаются все желающие с письменного согласия родителей. Средний возраст детей 7-9 лет.
База проведения программы: ГБОУ средняя школа №307 Адмиралтейского района.


 Модель организации работы с детьми

 
Конспект занятия №1
Тема: Имя
Цель: Знакомство участников группы друг с другом
Задачи:
        • Знакомство с именами детей
        • Обеспечить запоминание имен
        • Активизировать словарь
        • Развивать фантазию у детей
  Оборудование: небольшой мяч
Ход занятия:
Дети встают в круг и по кругу, передают мяч и при этом каждый называют свое имя.
-  Рассказ детей о своем имени (что знают).
-  Ты знаешь, почему тебе дали такое имя?
- Тебе  нравится твое имя?
-  Как ты хочешь, чтобы тебя называли в классе?
Подбор ласковых имен к своему имени.
Как бы тебе хотелось,  чтобы тебя называли? Дети называют варианты своих имен, которые им нравятся.
Упражнение:
Катерина, Катя, Катенька – наклоны вперед,
Любочка, Наташенька – полуприседания,
Марусенька, Алена, Манечка – наклоны в бок,
Побежали в лавочку и купили – бег на месте
Прянички – руки вперед.
  Отличия прозвища, клички, псевдонима.
Рассказать детям, что обозначают эти слова.
Обращались ли вы к кому-нибудь из вас не по имени, а с помощью клички или прозвища? Что чувствовали вы в этот момент? Дети говорят о своих чувствах по очереди.
А что такое псевдоним? Даем определение псевдониму.
Если человек придумывает себе имя, то нравится оно ему или нет? Давайте каждый придумает себе псевдоним и назовет.
  А что  значит назвать, величать, обзывать?
Учитель определяет содержание этих слов. Обсуждение правильного обращения к людям.
Разыгрывание сценки с детьми с верным или неверным знакомством. Дать понять детям какое обращение и знакомство верное.

  Конспект занятия №2
Тема занятия: Что такое толерантность

Чтобы поверить в добро, надо начать его делать. (Л.Н.Толстой)

Кто ищет зла, к тому оно приходит. (Соломон)

 Цель:
-познакомить с понятием толерантность и развивать стремления быть терпимым в обществе людей.
Задачи:
- подвести к тому, что необходимо проявлять дружбу и уважение к любому народу;
- воспитывать бережное отношение к людям.
Оборудование: кружки красного и черного цвета.
Ход занятия
П-г: Сегодня мы с вами проведем занятие по толерантности. Я не буду вам раскрывать значение этого слова, а вы сами в конце занятия попробуете определить его значение.
Читает стих. С.Я.Маршака «Всемирный хоровод».
- О чем это стихотворение?
Дети:  О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.
П-г: Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно?
Д.: Чтобы не было войны, и все жили счастливо.
П-г: Причинами войн являются нетерпимость друг к другу, ссоры, злость, зависть. Во время войны страдает простой, ни в чем ни повинный народ. Сегодня беда коснулась одних людей, завтра беда может коснуться нас. Люди, пострадавшие во время войны, называются беженцами. С какими трудностями они сталкиваются?  Негде жить, негде работать, болезни, равнодушие окружающих людей. Поэтому мы должны проявлять милосердие. Давайте попробуем ответить на вопрос: что же такое толерантность?
Толерантность  - это терпимость к чужому мнению, поведению, культуре, национальности, т.е. проявление терпимости,  понимания  и уважения к личности другого человека независимо от каких-либо отличий.
В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что надо жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки друг друга. Иногда возникает ощущение, что к  нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо оставаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимаете красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.
- Младший брат  сломал твою игрушку.
1. Ты его прощаешь.   2. Ты ударяешь его.
-  Ты поссорился со своей сестрой.
1. Ты попытаешься объясниться с ней.  2. Ты обижаешься и мстишь.
-  С тобой поступают жестоко.
1. Ты отвечаешь тем же.  2. Ты говоришь «нет» и стремишься заручиться помощью.
- Ты недоволен собой.
1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.  2. Ты сваливаешь все на других.
- Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.
1. Ты устраиваешь истерику. 2. Ты идешь с ними гулять.
П-г: В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, полные, худые. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе? Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность.
- Саша плохо одет…
1. Это неважно.  2.Ты подсмеиваешься над ним.
- Пожилая женщина медленно идет…
1. Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.  2.Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
- На твоих глазах на кого-то нападают…
1. Ты пытаешься защитить его.  2. Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
- Цвет кожи у Лизы отличается от твоего…
1. Ты стремишься лучше узнать ее.  2. Ты говоришь: «Все люди твоего цвета кожи – это нули».
- Ты -  мальчик, тебя ставят рядом с девочкой…
1. Ты говоришь, что все  девочки – это нули.  2.Ты разговариваешь с ней.
- Ты -  девочка, тебя ставят рядом с мальчиком…
1. Ты говоришь, что все мальчики – нули.  2. Ты разговариваешь с ним.
- К тебе подходит ребенок-инвалид…
1. Ты естественным образом разговариваешь с ним.  2. Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
- Выбери правильный ответ и сосчитай кружки. (Дети считают).
-Если одни красные кружки,  ты проявляешь большую толерантность. Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. Ты понял, что твоя несвобода заканчивается там, где начинается свобода других.
- Если от 3 до 6 красных кружков, ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получиться.
- У тебя менее 3красных кружков. Ты совсем не толерантен. Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым.
- Проявлять толерантность – это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, чтобы строить мирное будущее.
Подведение итогов
П-г: Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга. Надо очень любить этот мир, любить его таким, каков он есть. Надо раскрыть ему душу и слиться с ним, делая что-то здесь и сейчас, что сделает мир хоть капельку лучше и добрее. Тогда только вся планета станет твоей, ты поймешь ее тайны и поймешь самого себя.


  Конспект занятия №3
Тема «Радость»
Цель: Формирование у детей умение идентифицировать эмоциональное состояние других людей и свое собственное.
  Задачи:
        • Знакомство с понятием «радость»;
        • Активизировать словарь детей;
        • Воспитывать у детей умение проявлять и понимать переживание и радость.
  Оборудование: рабочие тетради, цв. карандаши, повязка на глаза.
 Ход занятия:
Учитель знакомит детей с понятием «Радость». Затем предлагает детям раскрыть рабочие тетради и начать отвечать на вопросы. Задать первый вопрос.
  • Что происходит с твоим лицом, когда ты улыбаешься?
Уточнить, что в лице человека определяет радостное состояние. Рот? Глаза? Щеки? Брови? Уши? Нос?
Предложить детям погримасничать, почувствовать, что происходит с этими частями лица у каждого, внимательно присмотреться к другим и описать это словами. Когда радостно человеку, он улыбается и смеется, поэтому  в этом участвуют разные части лица.
Продолжением первого вопроса будет следующий.
  • Какой бывает улыбка?
Выслушать ответы детей. Предложить вспомнить прилагательные, характеризующие улыбку.
- Сейчас я буду последовательно подходить к каждому из вас. Тот, на кого я укажу рукой, назовет слово, которым можно описать улыбку.
- Улыбка может быть лучезарной, далее педагог использует подсказку детей и сам помогает.
-Какая улыбка бывает у друга? (дружеская)
-Какая улыбка бывает у доброго человека? (добрая)
-Какая улыбка бывает у искреннего человека? (искренняя)
Вместе с детьми составить длинный ряд эпитетов: открытая, добрая, материнская, откровенная, дружеская, поддерживающая, радостная, счастливая, смущенная, искренняя, детская, робкая, чистая, нежная, веселая и т.д..
Подвести итог: улыбки могут быть очень разными в зависимости от того, кому они принадлежат, и в какой ситуации находится человек. В рабочей тетради дети рисуют ту улыбку, какую им захочется.
- Какой цвет больше подходит для улыбки?
Дети будут называть самые разные цвета. Улыбку легче рисовать в веселом настроении.
Далее провести разминку.
Разминка: «Кто подходил?»
Все играющие образуют круг, водящий, с завязанными  глазами, стоит в центре.
Содержание игры: Руководитель указывает на кого-либо из детей и тот подходит к водящему, слегка дотрагивается до его плеча, подает голос какого либо животного или называет его по имени, изменив свой голос.
Водящий открывает глаза по указанию руководителя, когда подходивший займет свое место. Он должен отгадать, кто к нему подходил. В случае если водящий отгадал того, кто к нему подходил, игроки меняются ролями.
Побеждает тот, кто ни разу не был водящим.
Правила игры: Водящий не должен раньше времени открывать глаза. Голос подает только тот на кого укажет руководитель. Первый водящий не считается проигравшим.
Чтение рассказа М. Зощенко «Золотые слова».
После чтения рассказа спросить детей.
- Что вы сейчас делали: смеялись или улыбались?
- Одинаков ли цвет улыбки и смеха?
- Чем отличается смех над собой и смех над кем то?
Подчеркнуть, что смех – более яркое выражение радости. Наводящие вопросы:
- Что заметнее со стороны – смех или улыбка?
- Всегда ли смех одинаков?
- Чем он может отличаться?
- Отличается ли он той причиной, которая вызвала смех?
Можно перейти к третьему вопросу.
  • Чем отличается смех над собой и смех над кем-то?
Для облегчения ответа на вопрос прочитать детям отрывок из романа-сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Обсуждение с детьми прочитанного отрывка.
Вопросы:
- Зачем человек смеется над собой?
- Обижаем ли мы кого-то, когда смеемся над собой?
- Почему человек боится смеяться над собой?
- Есть ли люди, которые никогда не ошибаются?
- А зачем смеются над другим?
- В равных ли условиях находятся тот, кто смеется, и тот над кем смеются? При ответе можно опираться на текст о Незнайке и на рисунок.
Часто дети сталкиваются с такой ситуацией, из которой не знают выхода. Чем раньше произойдет осознание этого материала, тем раньше появится возможность у ребенка к саморегуляции и планированию поведения. Переходим к четвертому вопросу.
  • Что значит «поделиться радостью»?
Поиск решений можно начать с разминки «Поделиться радостью».
-Вообразите, что каждый из вас - солнышко. Вытягиваем руки и чувствуем, как по ним, как  по лучикам растекается тепло. Мы отдаем это тепло, чтобы всем кругом стало тоже тепло. Потянитесь настолько сильно, насколько вы можете, прогните спинку, поднимитесь на цыпочки, высоко поднимите голову, напрягите шею. Отдайте столько тепла, сколько возможно. Ощутите, как все вместе мы нагрели наш класс. Дети напрягаются около минуты.
- Опускаем руки, склоняем голову, стряхиваем с головы, рук и ног остатки тепла.
Дети садятся за парты. Задать им вопрос.
- Как можно передать хорошее настроение другому человеку?
Предложить детям обсудить такие ситуации:
1)Тебе радостно и ты сообщаешь об этом человеку, у которого радостное настроение.
2)Тебе радостно и ты хочешь сообщить об этом человеку, у которого плохое настроение (тебе весело, а твой друг разбил колено).
Вызвать пары желающих, которые разыграют бытовые сценки по первой и по второй ситуации.
- Ребенок пришел домой радостный, его встречает радостный родитель. Оба говорят друг другу теплые слова.
Подобный диалог проигрывается для встречи двух друзей.
Если с первой ситуацией дети справляются легко, то вторая вызывает трудности. Спросить у детей:
- Как поступить, если у тебя хорошее настроение, а у твоего соседа – нет?
Выслушав ответы, направить детей к пониманию того, что не нужно притворяться и прятать свою радость, однако невежливо и насаждать свое настроение другому.
Эти упражнения помогут ребенку почувствовать, что другие люди могут испытывать иные чувства и проявлять иные эмоции, следовательно, собственное поведение нужно менять в зависимости от ситуации.
Занятие можно закончить повторением основных моментов. Предложить детям вспомнить тему занятия, рассказать, как проявляются эмоции, как ощущается радость.

Тема №3. Радость


Нарисуй улыбку.


  1. Как выглядит твоё лицо, когда ты улыбаешься?
  2. Какой бывает улыбка?
  3. Что значить «поделиться радостью»?
 

Конспект занятия № 4
Тема: Любовь
Цель: - определить поведение, которое называется словом «любовь».
  Задачи:
- показать, что любви нужно учиться;
-объяснить, что любовь проявляется не столько в словах, сколько в ответственных поступках;
-активизировать словарь детей.
  Оборудование: рабочие тетради, цветные карандаши.
  Ход занятия:
Урок начинается с разговора о том, какие чувства связывают людей между собой, что чувствуют люди. Обычно дети называют немного чувств. Обратить внимание детей, что словом «любовь» описывают самые разные чувства.
- Я люблю маму, папу, мою кошку или собаку, собирать марки, играть в футбол, конфеты.
Произнося фразы о любви к маме и конфетам, дети имеют в виду неодинаковые чувства. Разные чувства люди называют одним и тем же словом. Уточнить, что имеет в виду человек, когда говорит: «Я тебя люблю». Обсуждение можно начать со следующих вопросов:
-   Какого цвета любовь? ( Дети  называют цвета.  Обобщить ответы детей,  отметить,  что все предложенные цвета  -  яркие,  радостные, теплые,  относящиеся к светлой части спектра).
«Любовь» определить можно разными словами.
-   Какие слова описывают любовь? Чтобы собрать ответы на этот вопрос, используем следующий метод.
-   Я буду подходить к каждому из вас. Тот, на кого я укажу рукой, будет называть слово, которым можно описать любовь. Показать, как это делается,  например,  что любовь может быть первой, светлой, одухотворенной, пламенной,  материнской,   нежной, сладкой, теплой,  восторженной,  горячей и т.д. Дети продолжают. Если дети не могут вспомнить нужные прилагательные, предложить наводящие вопросы:
-   Как можно назвать любовь матери?
-   Как можно назвать любовь нежного человека? И т.д.
  Таким образом, дети произнесут столько определений, сколько человек в классе. Это расширит лексикон детей.
Далее предложить открыть рабочие тетради и нарисовать любой сюжет из жизни или из рассказа О. Дидковского «Лунный человек», который прочтет педагог. Начать обсуждение можно вопросами:
-  Каким вы представляете Тика?
- Хотелось бы вам с ним поиграть?
-  Был ли в вашей жизни случай, когда вы хотели сделать хорошо тому, кого любите, а получилось плохо?
Важно включить в обсуждение всех детей. Если кто-то может, то можно подойти к нему, тепло коснуться и попросить вспомнить случай из жизни.
-  Тебя тоже научил этому тот, кого ты любишь? Далее спросить:
-  Чему научила черепаха мальчика? (Опираясь на ответы детей, заключить: черепаха научила его тому, что любовь - это когда мы думаем о ком-то другом и его возможностях, а не только о собственных желаниях. Мальчик понял, что нужно учиться этому у тех, кто живет с тобой рядом).
Логично задать следующий вопрос.
-  Что делает человек, который любит?
Обобщая ответы детей, что любящий человек не только говорит, что он любит, но и заботиться о том, кого он любит. Задать дополнительный вопрос:
- Как можно проявить заботу о маме (папе), о бабушке (дедушке), брате (сестре) и т.д.?
Подчеркнуть стремление делать не то, что нравиться самому, а то, что необходимо для другого.
Предложение детей - купить родителям подарок за деньги, которые у него есть, некогда полученные от родителей. Любовь проявляется не в том, что они откупаются от родителей, а в том, что они о них заботятся.
  Можно помочь убрать в квартире, вынести мусор, вымыть посуду, приготовить обед, посидеть тихо, пока уставшие родители отдыхают.
Далее переходим к следующему вопросу.
-  Какими еще словами можно назвать теплые отношения между людьми?
Ответы детей собрать и вновь повторить их, чтобы они лучше запомнили: дружба, ласка, сочувствие, счастье, радость, близость. Обобщить - это слова, соединяющие людей.
Предложить разминку, на которой они будут создавать радугу - радостную дугу на небе.
Разминка «Радуга».
-   Сейчас все тихо-тихо поднимаются из-за парт и встают рядом, теперь поднимаем вверх руку, которая находится дальше парты. Дети, стоящие слева от парты, наклоняются вбок направо, поднимая левую руку. Дети, стоящие справа, наклоняются налево, поднимая правую руку.
Через минуту предложить встать спиной к доске и попытаться все это повторить. Через минуту упражнение закончить.
В конце урока вспомнить основные положения темы: любви надо учиться и любовь проявляется в заботе о человеке.

   

Тема №4. Любовь


Нарисуй любовь


   
  1. Какого цвета любовь?
  2. Какие слова описывают любовь?
  3. Как ещё можно назвать тёплые отношения?
   

Конспект занятия №5
  Тема: Грусть
Цель: Формировать у детей умение идентифицировать эмоциональное состояние других людей и свое собственное на примере грусти.
Задачи:
- Расширять знания детей об эмоциональном состоянии друг друга.
- Воспитывать у детей сочувствие и сопереживание к окружающим.
- Развивать умение взаимодействовать в группе, коммуникабельность, умение слушать друг друга, развивать речь детей.
- Воспитывать  умение  узнавать и проявлять эмоцию грусть.
Оборудование:  рабочие тетради, цв.  карандаши.
  Ход  занятия
Организационный момент:
Дети сидят полукругом на стульях. Педагог сообщает детям цель занятия.
Занятие начинается с разминки «Осенние листья».
Дети  кружатся, приседают,  изображая  падающие листья. Важно  свободно двигаться , не мешая другим детям, добиваться  умения  молча распределяться, занимать   свободное место, а  не  то, которое  хочется самому.
По окончании упражнения дети садятся на стульчики.
Педагог  обсуждает с детьми  осеннее настроение: грусть.
Задает вопрос: какого цвета грусть?
Дети предлагают  свои цвета для определения грусти.
Педагог  подчеркивает различие ответов  и отмечает, что большинство ребят  называют темные краски, но грусть  бывает и светлой.
Педагог  говорит детям, что грустное настроение возникает по разным причинам и неодинаково проявляется у разных людей. В русском языке много слов обозначающих  грусть: печаль, горечь, переживание, страдание, плачь. Педагог  подытоживает, что эти слова определяют неприятные переживания.
Детям предлагается  игра «Три лица».
Педагог показывает детям три  выражения  лица: грустное, злое и радостное. Предлагает детям повторить. Дети  парами  встают спиной друг  к другу и повторяют все  три  выражения лица. После  этого дети  сами выбирают  одно из  выражений, на счет три нужно быстро повернуться  к партнеру и показать ему выражение  лица. Задача состоит  в том, чтобы, не сговариваясь,  показать тоже лицо, что и  партнер. Можно дополнять предлагаемые выражения лица соответствующими звуками и жестами.
Далее  педагог  зачитывает отрывки из сказки  Погорельского «Черная курица». Педагог  говорит детям, что особенность этой сказки в том, что она не только описывает грустные переживания героя и навевает это состояние слушателям, но и предлагает способ выхода из него. Этим способом может быть поступок героя. Во время чтения отрывка детям предлагается нарисовать в тетради понравившейся эпизод. После прочтения идет обсуждение проявления грусти и способов выхода из этого состояния. Объединяя ответы детей, педагог резюмирует, что Алеша стал действовать, дело, занятие не дает грустить, помогает стать сильнее. Педагог  подчеркивает  разнообразие действий, во всех случаях центральным моментом остается уважение к чувствам другого человека-сочувствие. Завершается занятие прочтением стихотворения А. Милна «Король Джон и дед Мороз».

  Конспект занятия №6
Тема: Обида
Цель:
Формировать  умение идентифицировать  эмоциональное состояние других людей и свое собственное на примере  обиды.
Задачи:
- Расширять  знания детей об эмоциональном состоянии друг друга.
-Воспитывать  умение  узнавать  и проявлять эмоцию обида.
- Продолжать воспитывать внимательное  и  доброжелательное  отношение детей друг к другу, развивать речь, фантазию.
Оборудование: цветные  картинки, рабочие тетради, цв. карандаши.
 Ход занятия
Организационный момент:
Дети сидят на стульях. Педагог сообщает цель занятия.
-Почему люди обижаются  друг на друга?
Педагог выслушивает ответы детей и обобщает, что перечисленные  ими  состояния  души  связаны с неприятными  переживаниями.
У английского писателя  Р. Киплинга  свое мнение о причинах обиды и слез, он  выразил его в сказке «Маугли».
Педагог предлагает  детям во время прослушивания отрывка  нарисовать любые  иллюстрации  к тексту.
После прослушивания  педагог спрашивает детей:
-Что отличает Маугли от остальных обитателей джунглей.
Дети отвечают, что человек испытывает эмоции: грусть, злость, обиду, жалость, сострадание, они отражают особое состояние души.
Далее педагог задает вопрос:
- Отчего  плакал Маугли?
Можно обратиться к опыту детей и дать понять, что у многих людей бывают одинаковые ситуации и эмоция  обида, вызывающая слезы.
Педагог предлагает детям  рассмотреть картинки с  различными ситуациями, связанными с  проявлениями эмоции обида и  способами  выхода из них.
Педагог предлагает детям поиграть:
Детям нужно принять позы, выражающие обиду, грусть, радость. Выбираются  дети наиболее выразительно выполняющие это упражнение, другим детям предлагается описать  их  пантомиму, мимику, жесты.
Педагог подводит детей к мысли о том, что испытывая  разные эмоции, люди  и проявляют их по–разному.
В конце занятия дети играют  в игру « Волшебный ящик».
Педагог предлагает детям представить, что в центре  стоит  большой волшебный ящик, внутри него есть все, что пожелаешь. Игрок может «вытащить» из него, что пожелает и движениями и жестами  показать, что он вытащил, и что будет делать, или как  играть. Тот, кто первым даст правильный ответ, будет доставать следующий предмет. Во время игры   несколько игроков  имеют возможность показать свою пантомиму.

  Конспект занятия №7
Тема: Гнев
Цель:
- научить определять гнев у других, владеть эмоцией гнева и адекватно реагировать на чужой гнев.
Задачи:
- Расширять знания детей об эмоциональном состоянии друг друга.
- Воспитывать у детей сочувствие и сопереживание к окружающим.
- Воспитывать  умение  узнавать эмоцию гнев.
- Развивать умение правильно реагировать на чужой гнев.
Оборудование: рабочие тетради, лист бумаги, цветные карандаши.
Ход занятия
Акцент будет поставлен на практической работе, связанной с рефлексией по поводу того или иного состояния.
Продолжаем знакомство с эмоциями.
Эмоция – это переживание человеком своего отношения к чему-то.
Объявить тему занятия: Гнев.
Спросить у детей:
-Что вы чувствуете, когда кто-то кричит на Вас?
Ответы детей будут связаны с переживанием неприятных ощущений (страх, грусть).
Спросить далее:
- Что чувствует человек, который кричит?
Большинство детей будет говорить о том, что человек недоволен поведением того, на кого кричит?
Подвести итог по результату опроса.
Предложить детям открыть рабочие тетради, записать.
"Если человек кричит, то чаще всего он кричит не на тебя – он кричит от своей боли”.
Спросить, согласны ли все с этим утверждением.
Возможно несогласие либо недоумение по этому поводу.
Предложить детям прослушать отрывок из книги М. Твена “Приключения Тома Сойера”. Во время чтения книги в рабочей тетради дети рисуют гнев, с которым когда-либо сталкивались, либо сценку, описанную в книге.
После чтения отрывка спросить детей:
- Понравился ли он им и о чем он?
Подвести к ответу на вопросы.
  • Как выглядит человек в гневе?
Подытожить ответы детей, что такой человек очень возбужден, часто не слышит, что говорят ему другие, не видит, что происходит вокруг, поэтому может ошибаться.
  • Почему говорят, что радость и грусть ощущается человеком, а гнев его охватывает?
Напомнить, что учитель наказал Тома жестоко, потому что он не смог справиться со своими эмоциями. И в радости и в грусти человек может управлять своим состоянием, а гнев тем опасен, что при этом человек не владеет собой.
Попросить детей вспомнить ситуации, когда их охватывает гнев. Что они помнят об этом?
Возможно, никто из детей не сможет ничего вспомнить. Тогда можно сказать, что в гневе человек не всегда помнит о своем состоянии.
Дальнейшая задача педагога – показать, что охваченный гневом, не слышащий и невидящий человек обрушивается часто на первого попавшегося. Прекрасным примером такого рода поведения является учитель Дюббинс. 
 Далее необходимо натолкнуть детей на мысль, что учитель кричал не на учеников. Он кричал потому, что ему было больно и обидно оттого, что вынужден делать дело, которое ненавидел – учить детей. Доббинс был человеком невоспитанным и недалеким, и поэтому позволял себе обрушивать свой гнев на другого человека. Это, безусловно, отрицательная черта. Дополнительными могут быть следующие вопросы:
- Любил ли учитель свою работу?
- Кем он хотел быть?
- Почему он не смог быть врачом?
- Если бы учитель был спокоен, догадался бы он, что порвал книгу не Том Сойер?
Подводя итог, спросить:
- Можно ли сказать, что учитель кричал потому, что ему было больно?
После ответов детей, еще раз зачитать правило, записанное в рабочей тетради: “Если человек кричит, то чаще всего он кричит не на тебя, он кричит от своей боли”.
Можно задать еще один вопрос:
- Подтверждает ли случай с Томом Сойером данное правило?
Дети отвечают положительно.
Предложить вспомнить любые ситуации, известные школьникам, где был гнев, и соотнести воспоминания с этим правилом. Полезными могут быть собственные примеры детей, когда они вспоминают свой гнев.
Далее можно обратиться к весьма частной ситуации в жизни детей – к гневу родителей. Эта часть занятия должна проводиться с особой осторожностью и тактом, не должна подрывать авторитет родителей. Подчеркнуть трудность ситуации, основной акцент следует делать на ответственность, лежащую на плечах родителей, и их усталость. Родители могут кричать оттого, что сильно устали или их обидел кто-то другой, им трудно сдержаться, поскольку они много работали и чрезмерно устали. Но и дети порой ведут себя так с родителями. Очень важно понять, что гнев, крик никогда не приведут к разрешению ситуации. Гнев детей вредит, прежде всего, им самим, поскольку вырабатывает у них привычку снимать свое напряжение за счет других. Это очень неприятное для окружающих качество и следствием такого поведения может быть отсутствие друзей.
Понимание того, что родители кричат не на него, бывает очень значимым для ребенка. Осознание того, что родители сохраняют свои чувства к нему, позволит ребенку легче принимать ситуацию скандала и искать выход из него.

 

Тема №7 Гнев


Нарисуй свой гнев





  1. Как выглядит человек в гневе?
  2. Почему говорят, что радость и грусть ощущаются человеком, а гнев его «охватывает»?
  3. Как можно справляться со своим гневом?
 

Конспект занятия №8
Тема: Сотрудничество.
Цель:
-развитие навыка позитивного социального взаимодействия.
Задачи:
-   познакомить с понятием «сотрудничество»;
-   развивать умение работать в малой группе;
-   воспитывать доброжелательность, терпимость в отношениях с окружающими.
Оборудование: Мячик; корзинка для записок; шапочки с изображением щуки, рака, лебедя и словом «воз»; кукла-старичок; сундучок с карточками - правилами сотрудничества; конверты с контуром сапожка и наклейками (каждой паре детей по паре сапог); магнитофон; кассета  «Развивающая музыка для малышей».
Ход занятия
Разминка: «Доброе слово и кошке приятно». (Приветствие).
Педагог: Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Сегодня мы это сделаем при помощи слов (дети по кругу, передавая мячик, приветствуют друг друга).
«Я рада видеть...», п-г описывает кого-то из присутствующих, не глядя на них, дети догадываются о ком идет речь.
«Копилка приятных слов».
П-г: оказывается, есть такие слова, сказав которые в нужный момент, мы можем поднять человеку настроение. Сейчас мы будем собирать приятные слова вот в эту корзинку. (Ребенок называет слово, записывает и кладет в корзинку, так по кругу. П-г читает собранные записки).
  Основное содержание занятия.
Инсценировка басни И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак».
П-г: Ребята, вы уже знакомы с басней И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак», сегодня мы ее вспомним, я буду читать басню, а вы изобразите героев (п-г распределяет роли, дети надевают шапочки с изображением персонажей, далее п-г читает басню, а дети изображают героев).
Обсуждение.
П-г выясняет, почему не удалось сдвинуть «Воз», как в этой ситуации чувствовал себя «Воз», что нужно сделать, чтобы сдвинуть «Воз» с места. Дети должны в процессе обсуждения прийти к мнению, что нужно договориться в какую сторону тянуть «Воз».
П-г: Давайте еще раз попробуем тянуть «Воз». После того, как вы договорились, в какую сторону будете тянуть.

Беседа о сотрудничестве.
П-г: Что помогло сдвинуть «Воз»?
Дети: Мы договорились.
П-г: Да, вы сумели договориться, вы сделали дело дружно, а умение дружно делать дело называется сотрудничество (показывает слово «сотрудничество»). Давайте вместе прочитаем это слово. (Читают слово «сотрудничество»).
П-г: Ребята, а какие дела мы делаем вместе, а одному их делать трудно и скучно? (Дети перечислят дела).
Правила сотрудничества, обсуждение.
П-г: Итак сотрудничество - это умение делать дело дружно, но сотрудничество может не получиться из-за ссор, так вот, чтобы ссоры не мешали нам дружно работать, Старичок-Волшебник нес волшебный сундучок с правилами сотрудничества. Но злой Колдун украдкой перепутал правила сотрудничества с лжеправилами. Вам нужно выбрать настоящие правила и рассказать о них другим детям, а лжеправила мы уничтожим, чтобы они больше не ссорили людей, (дети достают из сундучка правила, читают, настоящие правила оставляют, а лжеправила выкидывают).
Правила сотрудничества:
-   говорить по очереди, не перебивать друг друга;
-   когда скажете свое мнение, спросите остальных, согласны ли они;
-   если не понял тог, что тебе говорят, обязательно переспроси;
-    вместе можно сделать даже самое трудное дело.
Лжеправила:
-   никогда не слушай, что говорят другие, кричи, перебивай;
-   всегда настаивай на своем мнении, оно самое верное;
-   никогда не переспрашивай, если что-то не понял;
-   трудные дела лучше делать одному.
П-г: ребята, возьмите каждый по одному правилу и зачитайте их, какое правило вы считаете самым важным и почему. (Дети зачитывают правила и высказываются).

Работа в паре.


П-г: представляете, ребята, Злой Колдун не только правила сотрудничества перепутал, но и еще испортил Старичку-Волшебнику все его сапожки, они раньше были яркие, красивые, а теперь стали белые, скучные. Мне кажется, что мы могли бы украсить сапожки Старичка-Волшебника узорами (делит детей на пары и раздает листы бумаги с изображением сапога и конверты с наклейками). Вы уже знакомы с правилами сотрудничества, благодаря которым можно работать дружно, без ссор, мне кажется, что вы сумеете украсить сапожки так, чтобы они были парными, а в паре сапожки одинаковые.

Обсуждение.


П-г: давайте посмотрим, как выглядят пары сапожек (дети предъявляют свои работы). Что мешало,  а что помогало в работе (дети рассказывают о своих впечатлениях). Можно сказать, что вы работали в сотрудничестве? (Подведение итога).

  Список литературы:
  1. С.Я.Маршак «Всемирный хоровод».
  2. М.М.Зощенко «Золотые слова».
  3. Н.Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей».
  4. А.Погорельский «Черная курица».
  5. А.Милн «Король Джон и Дед Мороз».
  6. Р.Киплинг «Маугли».
  7. М.Твен «Приключения Тома Сойера».
  8. И.А.Крылов «Лебедь, Щука и Рак».
 

Педагогическая копилка СТАТЬИ   

Новости