Метод проектов в начальной школе

Филиппова Светлана Михайловна

Учитель начальных классов - высш кв. кат.

ГБОУ СОШ № 307

г. Санкт-Петербург Адмиралтейский район


«Никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг - геометрия.


Франц. архитектор  М. Корбюзье.


В ряду учебных дисциплин, составляющих в совокупности школьный курс математики, геометрия играет особо важную роль. Эта роль определяется и относительной сложностью геометрии по сравнению с другими предметами математического цикла, и большим значением этого предмета для изучения окружающего мира. Геометрия, являясь неотъемлемой частью математического образования, имеет целью обще-интеллектуальное и общекультурное развитие учащихся. Развитие учащихся средствами геометрии направлено на достижение научных, прикладных и общекультурных целей математического образования, где общекультурные цели обучения геометрии в первую очередь предполагают всестороннее развитие мышления детей, и не только вербально логического, но и практического и наглядно-образного. В современном динамично развивающемся обществе нужны  не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно применять эти знания на практике. Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы. Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать познавательную деятельность учащихся.
 

КВН по геометрии для 4-ых классов

по программе Петерсон Л.Г.

 

КВН проводится в конце 4 класса. Для игры можно привлечь учащихся 5 - ых классов.
  Цели:
  • Развитие практического, логического  и наглядно-образного мышления учащихся.
  •  Развитие математического языка и речи учащихся; расширение кругозора.
  • Формирование готовности к применению геометрических знаний в смежных дисциплинах и на практике.
  • Формирование готовности к изучению систематического курса геометрии.
  Вступление.   Сегодня мы совершим путешествие в мир Геометрии. В нем есть 3 большие страны. Первая страна – Линейная, или одномерная. Вторая- страна плоских фигур. Иначе – двумерная. А еще ее можно назвать Планиметрия. Третья страна – страна объемных фигур, или трехмерная страна под названием Стереометрия. Мы совершим путешествие по этим трем странам. В жюри самые главные представители этих стран. Это великие ХУZ. Они будут строго оценивать по 5-ти бальной системе ваши ответы и дисциплину. В конце они решат: представить нас или нет царице геометрии: Стереографии. Желаем всем удачи.  
  1. Представление команд.
  Чтобы получить пропуск в мир геометрии мы должны предъявить жюри визитные карточки: приветствие. ( Выступление команд ).
  1. Линейная страна.
  Мы находимся в Линейной стране.
( Выход Резинки ).
- А что это вы тут делаете?
- Путешествуем по Геометрии.
- Вы, по Геометрии? Да вы - же ничего не знаете!
- Мы много знаем! А ты кто такая?
- Я самая умная и самая нужная, я – Резинка!
- Наши ребята тоже умные и смогут ответить на любой твой вопрос.
- Вы? Сейчас проверю!
1) Назовите фигуры Линейной страны. (луч, отрезок, прямая, точка).
2) Какие прямые не пересекаются? (параллельные).
3) Определите на глаз длину этой прямой. (нельзя).
4) Пересекаются ли эти прямые?
  - Молодцы! Но я сейчас труднее придумаю. (Уходит).
- А мы продолжаем путешествовать по Линейной стране.
Задания для каждой команды:
1) За 1 минуту вам нужно записать все отрезки на прямой.(работы сдаются в жюри)
  1. Мир плоскости.
  Жители этой страны – отрезки - могли перемещаться по прямой, но никак не могли развернуться друг с другом. И тогда они решили перейти из линейного мира в 2- мерный – мир плоскости. Там они могли вращаться и, объединяясь друг с другом, образовывать различные фигуры.
  - Ха, ха! Вы, поди, и не знаете какие фигуры из них получаются на плоскости.
1) Назовите их (                            )
2) Является ли квадрат прямоугольником?
3) Какой угол меньше, первый или второй?
  4) Как называется многоугольник, имеющий 2 угла? (нет)
  - Опять все знаете?
- Мы еще и не такое знаем! Смотри!
  1)      Танграм (по конвертам) (по 3 человека)
2)      Салфетка.
3)      Проверка д / з. (подготовленные выступления команд)
4)      Эстафета (по 3 человека)
  - собрать квадрат.
  - зачеркнуть лишнюю фигуру.
  - из объемных фигур собрать башню.
  - лопнуть шарик.

Итоги .


- Жители 2-ой страны – Планиметрии всем хороши: и красивы, и многосторонни, но, к сожалению, плоские. У них не было роста. Тогда они решили убежать из плоскости в страну объемных фигур - Стереометрию.
  1. Стереометрия.
Какие фигуры нас встречают в стране Стереометрии? (объемные)
Треугольники - образовали пирамиды.
Квадраты - кубы.
Прямоугольники - параллелепипеды.
Многоугольники - призмы.
1 Конкурс капитанов.
  Резинка задает вопросы всем командам.
О кубе:
Что это за фигура?
Сколько вершин?
Ребер?
Граней?
2. Задание для команд.
  1) Каждая команда получает 4 развертки разных геометрических  фигур. Найти развертку куба и сложить его.
2) Из скольких маленьких кубиков сложен куб на рисунке?
3) Конкурс « Черный мешок». Закрытыми глазами достать фигуру и назвать ее.
4) Проверка д/з команд.

Итоги .


Награждение.




УРОК-ПРОЕКТ


Окружающий мир. 4 класс.


Автор : А. А. Плешаков


«Обобщение и систематизация знаний по теме  «Природные зоны России».


 Защита проекта
 Цель проекта:

 На основе исследования природных зон создать пособия для младших школьников по теме « Природные зоны »


 Задачи:
 Образовательные:
  1.  Обобщить и систематизировать материал по теме «Природные зоны»
  2. Сформировать знания о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей и особенностях их быта в природных зонах России.
 Развивающие:
  1. Развивать умение рассуждать, доказывать своё мнение.
  2. Развивать познавательный интерес, стремление к самостоятельному поиску знаний.
  3. Развивать экологическое, рационально-логическое и эмоционально-образное мышление.
Воспитательные:
  1.  Воспитать  коммуникативные навыки.
  2. Воспитать чувство сопричастности, личной ответственности за происходящее вокруг.
  3. Воспитать понимание красоты и мудрости природы, чувство гордости за родной край.
Роль проекта в учебном  процессе:
  1.  Обеспечение тесной взаимосвязи воспитательного и образовательного процессов;
  2. Сочетание коллективных и индивидуальных форм работы;
  3. Формирование исследовательских навыков и умения планировать свою деятельность;
 Возраст учащихся: 4 класс.
 Время работы над проектом: 2-я четверть.
 Оборудование:
  •   Источники информации для каждого ученика;
  • Справочная литература для учителя;
  • Маршрутный лист для каждого учащегося;
  • Личные наблюдения учащихся;
  • Лист самооценки;
  • Проекты групп.
 Прогнозируемые результаты:
 Ученик будет знать:
  •  Климатические   особенности  природных зон России.
  • Растительный и животный мир природных зон.
  • Занятие населения.
 Ученик будет уметь:
  •  Работать с дополнительной литературой.
  • Работать в группе.
  • Оформлять результаты своей деятельности согласно плану.
  • Создавать  учебно - методическое пособие по природным зонам.
  • Сопровождать своё выступление компьютерной презентацией.
Ученик будет воспитывать в себе:
  •  Любознательность
  • Самостоятельность.
  • Толерантность.
  • Организованность.
Критерии распределения ролей в группе:
 (ученики разделены на 5 групп по желанию,  по зонам:  Арктика, тундра, лесная зона, степи, пустыни)
Эколог - лидер группы
  •  Распределяет роли в группе;
  • Руководит работой членов группы;
  • Назначает оратора, распределяет роли в презентации.
  • Отвечает за деятельность каждого члена в группе и всей группы.
Ботаник
  •  Предлагает идеи по проблеме;
  • Ведёт поиск и выбор информации;
  • Анализирует информацию;
Зоолог-критик
  •  Внимательно слушает
  • Опровергает или защищает точку зрения членов группы.
  • Работает с источниками информации.
  • Предлагает пути решения.
Журналист
  •  Внимательно слушает.
  • Фиксирует все идеи и пути решения.
  • Готовит план работы.
  • Готовит план выступления.

 Этапы работы над проектом

«Природные зоны России»

 

Учитель

Учащиеся

1 – й этап. Разработка замысла проекта.

Формулирует мысль о проекте, которая возникла при рассмотрении карты зон, первичной беседы с учащимися, основанной на личных наблюдениях. Принимают предложение учителя.

2 –й этап. Реализация проекта.

Предлагает классу разделиться на 5 групп ( по интересам). Выдаёт карточки с критериями. Делятся на 5 групп по желанию.
Распределяет обязанности между группами. Предлагает каждому ученику подготовить информацию она выбранную тему. Планирует деятельность группы : сбор информации в литературе, Интернете. Распределяют роли. Планируют работу. Составляют план оформления продукта
Помогает оформить работу. Оформляют работу.
Консультация по мере необходимости: какую информацию исключить или добавить. Каждый ученик в соответствии со своей ролью выполняет работу.
Контролирует ( наблюдает, фиксирует работу группы по критериям.) Консультируются по необходимости.
Показывает, как правильно выбрать главное из литературы и оформить работу. Находят недостающую информацию.
Оказывает помощь учащимся при подготовке презентации работы. Готовятся к презентации.

3 – этап. Защита проекта.

Принимает отчёт. Обобщает результаты работы группы. Подводит итоги обучения. Оценивает работу группы. Показывают умение планировать и осуществлять работу. Показывают продукт деятельности группы. Задают вопросы о деятельности другой группы.
За работу над проектом ставится две оценки: за коллективную деятельность по теме и за презентацию. Критерии оценивания:
  1.  Качество выполнения работы по теме;
  2. Самостоятельность работы над проектом;
  3. Артистизм и выразительность выступления;
  4. Умение отвечать на вопросы;
  5. Убедительность презентации.
Результаты проектной деятельности: Ученики применяют общеучебные навыки и умения, но уже на новом , продуктивном, поисковом уровне: работа со справочной литературой, оформление сообщения согласно плану, публичное выступление, создание презентации.

Технологическая карта

Технология проведения

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Обучающие и развивающие задания

Диагностирующие задания

1 этап. Организационный момент.Цель: активизация учащихся.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Настроить детей на работу.

Отправляемся в путешествие по зонам России.

Коммуникативные УУД.

2 этап. Актуализация знаний. Объяснить цель проделанной работы.

Включить в обсуждения по данной теме.

Сегодня мы услышим много нового и интересного.

 

3 этап. Защита проектов ( по группам)

Выступить  по группам. Слушать товарищей, задавать вопросы.

Организовать работу .

 

Коммуникативные УУД.

Личностные УУД.

Познавательные УУД,

4 этап. Итог урока Рефлексия. Цель: подвести итог проделанной работе.

Выступить со своим мнением по выступлениям групп. Выполнить самооценку ( заполнить таблицу успешности )

Организовать итоговую работу.

 

Коммуникативные УУД.

Личностные УУД.

Регулятивные УУД.

 

 

Без рубрики Педагогическая копилка СТАТЬИ   

Новости