Интернет, как инструмент обучения иностранному языку

Долинская Марина Ивановна,

преподаватель английского языка школы №307

Адмиралтейского р-на г. Санкт-Петербурга

 
    Сегодня знание иностранного языка – это ключ, открывающий двери в мир, универсальный инструмент, позволяющий решать различные  задачи.
 
    Использование  интернет ресурсов во многом облегчает и разнообразит образовательный процесс. Живое общение с носителями языка, видео путешествия по странам и континентам предоставляют возможность ученику совершать увлекательные путешествия, погружаться в языковую среду,  не покидая школьной парты. Одновременно с этим Web-технологии помогают  и учителю постоянно повышать свою профессиональную компетентность.
 
    Сегодня знание иностранного языка – это ключ, открывающий двери в мир, универсальный инструмент, позволяющий решать любые задачи, которые ставит жизнь, будь то повышение общего культурного уровня, получение доступа к современным источникам информации, расширение круга общения, или, скажем, достижение карьерных целей.
    Основы такого знания закладываются еще в школе. И от того, насколько увлекательным и современным с точки зрения применяемых методик будет процесс обучения, зависит и конечный результат. В век информационных технологий успешное изучение любого иностранного языка без постоянного использования возможностей интернета практически нереально. Более того, огромная популярность интернета среди подростков, на взгляд автора, лишь помогает преподавателю при правильном подходе сделать обучение более интересным и, что не менее важно, более эффективным.
    Каким образом? Интернет сегодня практически не знает границ,  поэтому у преподавателя  и учащегося, появляется бесценная возможность пользоваться, по сути, любыми источниками информации - различными книгами, газетами, журналами и разнообразными печатными пособиями, аудио и видео материалами. Кроме того, бурное развитие технологий позволяет, при желании, проводить в режиме реального времени on-line конференции с участием носителей языка, что, безусловно, обеспечивает столь необходимую разговорную практику. Таким образом, создается естественная языковая среда, а вместе с ней формируются и устойчивые коммуникативные навыки, приобретающие дополнительную ценность в современном мультинациональном многоязычном обществе. И в этом смысле знание иностранного языка – связующая нить между странами и континентами.
    С другой стороны, не менее важно и то, что применение интернета с множеством его сервисов помогает преподавателю вести обучение по нескольким направлениям, как то таким как: речевая практика (говорение), чтение, аудирование и письмо. Благодаря использованию широкого спектра сервисов сети интернет преподаватель может более эффективно решать сразу несколько серьезных задач. Одна из них – это формирование навыков чтения. Причем в процессе обучения могут применяться тексты различной тематики и уровня сложности, в зависимости от целей преподавателя и с учетом интересов учащегося. Благо в сети интернет можно без труда и за считанные секунды найти тексты любой тематики, жанра, времени написания и объема.
    Наличие в сети интернет большого количества аудиозаписей на языке позволяет успешно решать другую задачу, а именно: формирование, развитие и совершенствование такого важного навыка с точки зрения изучения иностранного языка, как аудирование. В то же время, технические возможности современной сети интернет таковы, что позволяют развить способности ученика правильно и доступно высказывать свои мысли либо в форме монолога, либо в форме диалога. В свою очередь, столь привычный интернет-инструмент обмена информацией, как электронная почта, позволяет развить навыки живой письменной речи, так как в процессе переписки учащийся приобретает умение формулировать и выражать свои мысли «на бумаге», одновременно улучшая знания грамматики. Сюда же модно отнести и написание различных рефератов и других исследовательских работ.
    Используя интернет в процессе изучения иностранного языка, учащийся постоянно расширяет как активный, так и пассивный словарный запас, пополняя его современными выражениями и оборотами речи, фразеологизмами и прочими элементами живого языка. Таким образом, учащийся не находится вне времени, а получает «достоверные» знания, которые он без труда сможет применять и в настоящем, и в будущем, практически вне зависимости от того, в какой стране мира он будет находиться. Параллельно, благодаря возможностям сети интернет, ученики не только успешно изучают иностранный язык, но и заочно получают представление о культуре, истории, литературе, обычаях и нравах, а главное о речевой специфике страны изучаемого языка.Кроме того, постоянное использование современных информационных материалов в сочетании с компьютерными технологиями формирует устойчивый интерес учащихся к иностранному языку, как к предмету и служит безусловной мотивацией к развитию умений и навыков. В результате такого обучения язык воспринимается как нечто живое и привлекательное для изучения, а не как догма или надоевшая рутина. Достаточно сказать, что тексты в интернете обновляются едва ли не ежесекундно и потому актуальны, тогда как материал традиционного учебника не меняется годами.
    Говоря о преимуществах, которые дает интернет в изучении иностранных языков, стоит упомянуть о возможности индивидуального подхода. Ни для кого не секрет, что каждый учащийся обладает разными способностями к изучению иностранных языков, именно использование интернета в процессе обучения позволяет в большей степени реализовывать индивидуальный подход к ученикам, в частности, уделяя пристальное внимание тем навыкам, которые, по мнению учителя, нуждаются в улучшении в данный момент времени. И самое главное, что именно интернет, как уже было сказано ранее, позволяет развить речевые навыки, получить ту самую разговорную практику, без которой даже глубокие знания грамматики, беглое чтение или способности к восприятию текста на слух становятся менее актуальными и ценными, если говорить о полноценном знании иностранного языка.
    При верном подходе и продуманной методике обучения, интернет предоставляет неограниченные возможности для живого межличностного контакта с носителями языка либо в виде переписки, либо в форме диалога в режиме реального времени, в частности, с помощью такого интернет-инструмента, как Skype. В то же время, интернет предоставляет практически неограниченные возможности для осуществления различных учебных проектов на языке. Причем как индивидуальных, так и групповых. Наличие сети интернет позволяет вывести проекты на международный уровень и таким образом дает возможность учащимся, по сути, постоянно находится в контакте с носителями языка и непрерывно пребывать в языковой среде, что только способствует успешному изучению предмета и активному постижению лингвистических тонкостей. А это тот опыт, который, несомненно, является полезным на любой стадии обучения.Кроме интерактивных возможностей, сеть интернет предоставляет широкий арсенал действенных инструментов для создания разнообразных учебных пособий, как то аудиоуроки, видео презентации, интернет странички и блоги, сайты и чаты.
    Все вышеперечисленное - это те современные средства общения, которые так хорошо знакомы современным подросткам. Их регулярное использование в процессе обучения не только повышает эффективность занятий, но и делает их более интересными. К тому же, у применения таких инструментов обучения есть и еще одно неоспоримое преимущество. Авторитет преподавателя, который их использует в своей работе, постоянно растет в глазах учеников. Кредит доверия к такому учителю увеличивается. Не говоря уже о том, что и сам преподаватель чувствует себя более уверенно в аудитории, зная, что он общается со своими учениками на одном языке. Естественно, в такой ситуации растет и профессиональная самооценка преподавателя, что также сказывается на качестве обучения.
      Отдельного упоминания, на наш мой взгляд, заслуживает тот факт, что благодаря сети интернет преподаватель также расширяет возможности для изучения первоисточников на языке, для подготовки к занятиям и обмена профессиональным опытом с коллегами не только внутри России, но и далеко за ее пределами.
 
    Если же вернуться к вопросу об основных целях, для достижения которых используется интернет в процессе обучения иностранному языку, то они следующие:
Интернет-технологии могут быть использованы преподавателем:
  • для поиска различного материала с последующим включением его, частично или полностью, в программу занятий;
  • для подготовки различных учебных пособий.
    Интернет-технологии могут быть использованы учащимся:
  • для подбора необходимой информации в процессе работы учащихся над собственными проектами и при выполнении домашних заданий;
  • для самостоятельного изучения языка и развития имеющихся навыков;
  • для подготовки к экзаменам и контрольным работам;
  • для дистанционных занятий иностранным языком.
       
    В конечном итоге, успешное достижение перечисленных целей (применительно к учащемуся) способствует формированию у него так называемой коммуникативной компетенции. А это, в свою очередь, способствует появлению стабильного интереса к изучению иностранного языка и, как следствие, глубине и качеству знаний последнего.
 

СТАТЬИ   

Новости