Диагностика как средство самообразования и самосовершенствования

Горская Ирина Сергеевна (I кв. кат.)

Филиппова Светлана Михайловна ( высш. кв. кат.)

Учителя начальных классов ГБОУ СОШ №307
Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга

Все в мире цепью связано нетленно,

Все включено в один круговорот:

Сорвешь цветок,

А где-то во Вселенной

В тот миг звезда взорвется и умрет…

Л. Куклин

Постоянно меняющаяся социальная ситуация требует воспитание личности способной в любых условиях уметь осуществлять правильный выбор. Поэтому важное значение имеет проблема выбора стратегии в образовательной системе, которая отражала бы требования личности и интересы общества. В связи с этим мы решили участвовать в опытно-экспериментальной работе по теме "Компетентно-ориентированная диагностика на ступени младшей школы" . Диагностика мотивации и ее формирования – важные стороны воспитания целостной личности ученика. Она способствует выявлению уровня и возможных перспектив развития каждого ученика и класса в целом. Диагностика позволяет планировать учебный процесс, выявлять проблемы и находить пути их решения. Диагностируя мотивацию учения учитель должен занимать активную позицию. При этом не быть "наблюдателем", как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера учащихся, а стимулировать ее развитие системой продуманных приемов. Формирование мотивации ученика учитель осуществляет средством длительного наблюдения, анализа поступков учащихся, анкетирования, благодаря чему педагог может делать достаточно достоверные выводы, намечать и корректировать пути формирования к самоопределению и саморазвитию. Самоопределение – это личностный выбор, который предполагает требования внешнего мира с самим собой; объективная реальность с реальностью субъективной, т.е. своими возможностями, способностями, установками, трудностями, с достигнутым и желаемым в себе. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию « научить учиться». Перед нами встал вопрос, а как это сделать с максимально высоким результатом. Стало понятно, что к решению этой проблемы надо приобщить самого ребёнка и посмотреть на вопрос его глазами. В конце 1 четверти 4 класса мы предложили учащимся следующую анкету (см. приложение). В результате такой рефлексии ребёнок сам оценивает вклад в то, насколько продуктивной была его деятельность в 1 четверти. Ученик оценивает свои возможности, свои успехи и неудачи. И что актуально, это оценивание себя с самим собой, а не с другим учеником. Что хорошо сказывается на самооценке ребёнка. Результаты анкетирования позволили нам сделать ряд открытий. Во-первых, надо отметить, что ответы учащихся оказались предельно откровенными. Сдано было 24 анкеты. 7 человек оценили свои результаты как средне. 9 - хорошо 6 - отлично 2 - плохо На вопрос как я трудился в 1 четверти 13 чел. ответили – часто отвлекался, выполнял не все задания, не всегда работал на уроке. На вопрос что помогло мне добиться таких результатов 7 чел. ответили - помощь родителей 10 - помощь учителя 1 чел. - занятия с репетитором 6 чел. – много занимался сам На вопрос что помешало мне добиться более высоких результатов 16 чел. ответили – плохо слушал на уроке, не всегда выполнял домашние задания. 1 чел. - очень сложно 2 чел. – часто пропускал Реально оценив свои результаты, проблемы учащиеся попытались прогнозировать свои оценки за 2 четверть. 80% реально наметили , 10% завысили свои возможности. Интересными получились ответы учащихся на 7 вопрос: Буду выполнять все задания, много заниматься, читать, слушать, не отвлекаться, повторять пройденный материал, не торопиться, проверять, не расстраивать родителей, не пропускать уроки, трудиться, трудиться и трудиться.

В конце 2 четверти дети анализируют свои анкеты №1 и результаты 2 четверти. Им предлагается ответить на вопросы анкеты №2 (см. приложение) и проанализировать анкеты №1 (увидеть проблемы, более реально оценить свои возможности). В результате проделанной работы учащиеся стали более серьезно относиться к учебе. Увидели свои проблемы и сильные стороны, пути их решения. Позже было проведено родительское собрание , посвященное теме самоанализу. Мы выступили с результатами анкетирования. Родители проявили живой интерес к проблеме. Было предложено дома провести беседу с детьми.

Когда у ребёнка есть цель, чётко обозначены проблемы и способы их преодоления, есть уверенность в том, что решить их будет намного проще. Данная анкета стала новым стимулом для решения вопроса « уметь учиться» , а родителям лучше узнать своих детей и вовремя оказать им помощь.


Приложение №1.
ФИ ____________________


По итогам 1 четверти
1. Как я оцениваю свои результаты за 1 четверть
Отлично Средне Хорошо Плохо
2. Как оценили результаты родители
Похвалили Остались недовольными Никак Поругали
3. Как я трудился в 1 четверти
Очень старался Выполнял не все задания Выполнял все задания Не старался Внимательно слушал Плохо слушал Часто отвлекался Не всегда работал на уроке
4. Что помогло мне добиться таких результатов
Помощь родителей  Занимался много самостоятельно Занятия с репетитором   Помощь товарища   Помощь учителя
5. Что помешало мне добиться более высоких результатов
Доволен своими результатами  Часто пропускал    Плохо слушал на уроках Очень сложно Не всегда выполнял домашние задания Не комфортная атмосфера в классе
6. Какие оценки я хочу получить за 2 четверть
Математика ____ Англ. яз. ____ Информ. ___ Русский язык ____
Нем/Фр. Яз. ____ Труд ___ Чтение _____ Физ-ра ___
ИЗО ___ Окруж. мир ______ Музыка ___
7. Что я буду делать, чтобы добиться этих результатов  _______________________________
   

Приложение №2.
ФИ ____________________
По итогам 2 четверти
1. Как я оцениваю свои результаты за 2 четверть
Отлично Средне Хорошо Плохо
2. Что я сделал, чтобы добиться запланированных результатов.
____________________________________________________
3. Как я трудился во 2 четверти
Очень старался Выполнял не все задания Выполнял все задания Не старался Внимательно слушал Плохо слушал  Часто отвлекался Не всегда работал на уроке
4. Что помогло мне добиться таких результатов
  Помощь родителей Занимался много самостоятельно Занятия с репетитором Помощь товарища Помощь учителя
  5. Что помешало мне добиться более высоких результатов 
Доволен своими результатами Часто пропускал Плохо слушал на уроках Очень сложно Не всегда выполнял домашние задания Не комфортная атмосфера в классе
6. Какие оценки я хочу получить за 3 четверть 
Математика ____ Англ. яз. ____ Информ. ___ Русский язык ____
Нем/Фр. Яз. ____ Труд ___ Чтение _____
Физ-ра ___ ИЗО ___ Окруж. мир ______ Музыка ___
7. Что я буду делать, чтобы добиться этих результатов
______________________________________________
  8. Сравни свои результаты с планируемыми итогами 1 четверти
Достиг желаемого результата__________________________________________
Не достиг, потому что_________________________________________________
  9. Что я себе пожелаю: _______________________________________________


 


Какой Я ?

Добрый - 14 ч.                              Надёжный 1 ч.

Умный – 10 ч.                          Застенчивый 1 ч.

Красивый – 6 ч.                             Странный 1 ч.

Сильный – 6 ч.                         Продвинутый 1 ч.

Весёлый – 5 ч.                                 Ленивый 1 ч.

Талантливый – 3 ч.                          Неумный 1 ч.

Отзывчивый – 2 ч.                 Трудолюбивый 1 ч.

Смелый 3 ч.                            Выдержанный 1 ч.

Честный 1 ч.                                 Ухоженный 1 ч.

Сообразительный 1 ч.

 

Такой, каким вы хотите меня видеть!

Личное мнение СТАТЬИ   

Новости