Все начинается с детства

Валиева Татьяна Анатольевна, 

инструктор по физическому воспитанию ГБДОУ №4 Невского района СПб

Одной из важнейших теоретических и практических проблем физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ является внедрение и использование в процессе физического развития детей инновационных технологий:

- многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.

Проблема формирования культуры здоровья очень актуальна. 

Анализ заболеваемости детей выявляет острую необходимость изменений во всей системе образования, начальной ступенью которого являются ДОУ. Таким образом, основополагающим принципом работы учреждений образования является единство интеллектуальной и физической культуры будущего поколения, постоянное совершенствование знаний руководителей учреждений и инструкторов по физической культуре.

Работая в детском саду, я поняла, что показатели здоровья детей требует принятия эффективных мер по улучшению их здоровья. Но как это сделать, какими средствами и путями? Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, показало, что родители мало знают о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий ("не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди"), даже от здорового соперничества в подвижных играх. Первое, с чем я столкнулась - это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанки, много ЧБД (часто болеющие дети). Одним из путей решения этой проблемы в нашем ДОУ является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.

В нашем дошкольном учреждении на протяжении уже многих лет реализуется программа «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, раздел «Здоровье» которой направлен на развитие у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков, развитие таких физических качеств как сила, ловкость, выносливость, гибкость, быстрота. Наряду с этой программой используются элементы авторской технологии Ж.Е. Фирилевой «СА-ФИ-ДАНСЕ» по танцевально-игровой гимнастике, используются элементы фитбол-гимнастики по технологии Г.Г. Лукиной, игровой стретчинг по авторской программе А.Г. Назаровой, а так же наш сад специализируется в обучении по программе «Путешествие в Олимпию» С.О.Филипповой. Данная технология направлена на совершенствование психомоторных и творческих способностей дошкольников, на формирование двигательно-эмоциональной сферы детей. Через олимпийское образование мы воспитываем детей не только физически, эстетически и нравственно, но и решаем проблемы патриотического характера. Опираясь на тесную взаимосвязь всех специалистов (инструктор по ФИЗО, МУЗО-руководитель, педагог-психолог, руководитель изостудии и воспитатель) происходит наиболее эффективная реализация программы. Работа проводится по плану и используются определённые методы и приёмы, которые характерны для данного возраста и сформированности знаний конкретного ребёнка. Обучение по этой программе создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, накапливает тот уровень знаний, который в последствии применится на практике. В конце года обязательно проводится итоговое занятии и феерический «Олимпийский праздник», который завершает олимпийское обучение в дошкольный период. В приложении 1 я представлю примерный протокол проведения Летних Олимпийских игр, в приложении 2 примерный конспект занятия при подготовке к играм. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию, развитию стойкого интереса к занятиям спортом..

Физкультурные занятия, утренняя гимнастика проводятся через разнообразные формы: на танцевальном и литературном материале, круговой тренировке, в форме подвижных игр и оздоровительного бега, что позволяет более эффективно реализовать двигательную активность дошкольников, повысить уровень их физического и эмоционального развития. Веселые сказочные персонажи, красочные атрибуты (флажки, шары, ленты, обручи), необычные игры- забавы, аттракционы, тщательно подобранное музыкальное сопровождение способствуют созданию у детей психологического комфорта, желанию заниматься физическими упражнениями. В каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность: -маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приемам элементарной страховки; -в среднем возрасте - развивать физические качества (прежде всего, выносливость и силу); -в старших группах - сформировать потребность в движении, развить двигательные способности и самостоятельность. Поэтому использую разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:
-занятия по традиционной схеме (водно-подготовительная часть, общие развивающие упражнения, основные виды движений, подвижные игры);
-занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности;
-занятия - тренировки в основных видах движений;
-ритмическая гимнастика - занятия, состоящие из танцевальных движений;
-занятия - соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей;
-занятия - зачеты, во время которых дети сдают физкультурные нормы по выполнению основных видов движений на время, скорость, расстояние;
-самостоятельные занятия, когда ребенку предлагается вид движений, дается определенное время, и он самостоятельно тренируется, после чего проверяется выполнение задания.

Внедряя в работу комплексное сочетание программ и технологий в системе занятий физической культурой, мы пришли к выводу, что
1. У детей повышается интерес к таким занятиям.
2. Увеличивается уровень их физической подготовленности, развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости;
3.Развиваются психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности.
4.Происходит воспитание нравственных качеств, коммуникабельности.
5.Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.
6.Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, а значит, благоприятно сказывается на здоровье каждого ребенка.

Эффективность работы по укреплению здоровья детей зависит от четкой, слаженной работы с родителями. Опыт показывает, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети - родители - педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. В нашем саду совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.
1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.
2. Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учёта их интересов и способностей. В соответствии с этими основными положениями система работы с семьёй включает:
I)ознакомление родителей с результатами диагностики (по просьбе родителей) состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
2)ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
3)обучение конкретным приёмам и методам оздоровления, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания.
4)ознакомление с профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ.
Для реализации этих задач широко используются в ДОУ:
- информация в родительских уголках, в папках-передвижках, на информационном стенде-газете «БРИЗ- будем расти и закаляться», индивидуальные консультации, устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, инструктора по физическому воспитанию, семинары-практикумы.
- «открытые дни» для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, в групповой комнате.
- хорошие результаты дает совместная организация и проведение спортивных мероприятий, праздников и развлечений: таких как «Сильнее, выше, крепче», «День спортивного творчества», «Вместе веселее», «Папа, мама, я –спортивная семья» и множеством спортивно-психологических досугов с участием родителей и детей (наше нововведение).
- на информационном стенде для родителей «Быстрее, выше, сильнее» размещаются фотографии из спортивной жизни детского сада, информация о здоровье детей, интересные и занимательные советы как сохранить и укрепить свое здоровье, отчёты о прошедших праздниках и досугах. Большой популярностью у родителей пользуется газета детского сада, в которой стала традиционной рубрика «БРИЗ», где инструктор по физкультуре, педагог-психолог, музыкальный руководитель, медицинские работники дают ответы на интересующие родителей темы о всестороннем воспитании и развитии детей.
Для эффективного отслеживания уровня развития детей вся работа строилась на диагностической основе и дальнейшей коррекционной работе.
При диагностики использовались индивидуальные тесты (задания), определенные для каждой возрастной ступени, начиная с 3-х лет. Эти тесты провожу на физкультурных занятиях, на прогулке (в групповой комнате – в свободное от занятий время и при наличии свободного достаточного пространства для того или иного задания). Тесты выполняются детьми индивидуально (так легче фиксировать результаты), иногда допускается объединять детей в маленькие подгруппы по 3-4 человека (чтобы ускорять обследование), но и здесь каждый ребенок выполняет задание независимо от остальных. На каждый возрастной ступени (в конце года) тестирование проводится по 6-ти показателям, по каждому ребенку предлагается по 6 заданий на:
1)статическое равновесие;
2) динамическое равновесие;
3) силу движений;
4) ловкость движений (крупная моторика);
5) ловкость движений (мелкая моторика);
б) излишние сопровождающие движения.
Большинство приведенных показателей направлены на диагностику некоторых из основных физических качеств (равновесия, силы, ловкости). Выполнение теста по тому или иному показателю требует сформированности у ребенка определенного навыка или комплекса навыков, которые в наибольшей степени отражают развитие этого физического качества. Сравнительный анализ данных диагностики ежегодно показывает положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования разработанной системы внедрения технологии «Са-фи-дансе» в физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ. Дети стали гибче, выносливее. Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт. Воспитатели стали замечать, что у них появилась выносливость в различных видах деятельность, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее. И ещё самое главное то, что улучшилась эмоционально- двигательная сфера ребёнка. У детей наблюдается гордая осанка, в движениях свобода и непринуждённость, появилась естественность и разнообразие в жестикуляции и позах, взгляд прямой, открытый, заинтересованный, выражение лица радостное, светлое, осмысленное, мимика живая, выразительная, речь становится внятной и мелодичной. Моя задача заключается в том, чтобы помочь детям проявить собственные потенциальные возможности данные ему от рождения, а они есть у каждого. Моя дружба и понимание детей помогает мне находиться в их удивительном мире детства. Я вижу, как расправляются их плечи, выпрямляются спинки, как свободно они общаются друг с другом на занятиях, они поют, танцуют, превращаются в разных животных, шутят и смеются. В свою работу я ввела «Баночки Настроения» с волшебными элементами – «блестяшками» (осенью- это блестящий кленовый листок, зимой –снежинка, весной –цветок вишни, летом –зелёный листик), которые выступают как оценочный балл занятия. Дети самостоятельно дают оценку проведённому занятию (успели- не успели и по какой причине, получилось всё или что-то осталось недоработанным, много ли было сделано замечаний и т.д.). В зависимости от результатов оценки «волшебная блестяшка» оказывается в той или иной «баночке настроения» (красная с сердитой рожицей, синяя со спокойной рожицей и жёлтая с весёлой рожицей). Очень эффективно эта технология оценки работает в старших и подготовительных к школе группах. И как само собой разумеющееся всё обучение проводится в игре. «Люди играли всегда. Игра –это серьёзно, это может быть, повивальная бабка цивилизации. Игра заряжает нас азартом, даёт энергию жить. В интеллектуальной игре человек проявляет лучшие качества своего ума : фантазию, логику, эрудицию. Не стесняйтесь, думая играть!» (А. Лихтшангоф) Результатом работы считаю то, что дети с радостью бегут на занятия по физкультуре, дают «клятвенные» обещания хорошего поведения в обмен на участие в спортивных соревнованиях. Ребята на таких занятиях получают эмоциональный подъём, выявляют у себя позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, которые возвращается ко мне по принципу бумеранга. "Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье!" - сказал когда-то один философ. Я, и мои воспитанники с ним согласны”.

   

приложение 1. Положение о проведении малых летних олимпийских игр

1. Цели и задачи:

1.1 популяризация летних видов спорта среди дошкольников и их родителей.

1.2 укрепление здоровья детей

1.3 выявление: интересов, склонностей и способностей дошкольников, сильнейших легкоатлетов

среди воспитанников ГДОУ № 4

1.4 воспитание у детей: скоростных, координационных способностей, выносливости

1.5 воспитание в детях настойчивости, упорства, чувства товарищества и умения побеждать и

проигрывать.

2. Место и время проведения

2.1 соревнования проводятся на спортивной площадке ГДОУ № 4 «____»_______________2012г

начало проведения 9ч 30 мин.

3. Программа соревнований

3.1 открытие: 9ч.30 мин. -10ч 00мин.

3.2 прыжки с места в длину и с разбега _______________________________________________

(время проведения)

3.3 метание мешочков на дальность ___________________________________________________

(время проведения)

3.4 бег на 30м, бег на 90м ___________________________________________________

(время проведения)

3.5 отбивание от земли и ловля мяча__________________________________________________

(время проведения)

3.6 велосипедные(самокатные) гонки__________________________________________________

(время проведения)

3.7 Закрытие : 11ч. 30 мин. - 12ч.00мин

4. Участники соревнования

4.1 в соревнованиях принимают участие дети старших и подготовительных групп, имеющие

допуск врача к занятиям физической культурой

5. Организация соревнований

5.1 организация соревнований возлагается на главную судейскую коллегию:

  • главный судья ___________________________________________________________

(Ф.И.О.)

  • главный секретарь ___________________________________________________________

(Ф.И.О.)

  • судьи на видах соревнований:

--прыжки в длину с места, с разбега ____________________________________________________

(Ф.И.О.)

--метание мешочков на дальность ____________________________________________________

(Ф.И.О.)

--бег на 30м, бег на 90м ____________________________________________________

(Ф.И.О.)

--отбивание от земли и ловля мяча ____________________________________________________

(Ф.И.О.)

--велосипедные(самокатные) гонки ____________________________________________________

(Ф.И.О.)

6. Определение и награждение победителей

6.1 победители определяются по наилучшему результату, показанному в каждом виде

соревнований, среди старших и подготовительных групп.

6.2 победители награждаются дипломами и медалями.

Протокол состязаний с элементами…….

От «_____» _________________________ 20____года

группы

название

фамилия имя ребёнка

результат

место

ведение мяча вокруг предмета

кол-во попаданий из трёх

Главный судья ___________________________________________________________

Ф.И.О.

Приложение № 2

Примерный конспект физкультурного занятия с элементами…….(школа мяча) в старших и подготовительных группах (подготовка к летним Олимпийским играм)

ПС:

  • Учить детей правильной технике ведения мяча между предметами;

  • Повторить технику ведения мяча вокруг обруча правой и левой рукой в разных направлениях;

  • Формировать простейшие действия с мячом;

  • Развивать глазомер, координацию движений, быстроту реакции, ловкость.

Оборудование:

Мячи (по количеству детей), мат, ребристая доска, 6 кеглей, 6 кубиков, свисток, обручи на подгруппу детей, 2 дуги, 2 ленты, муз.центр, аудиоматериал.

содержание занятия

дозировка

темп

дыхание

организационно-методические указания

вводная часть

построение в шеренгу

10с

быстрый

«в одну шеренгу, становись!»

строевые упражнения

-расчёт по порядку;

-повороты на месте

1мин

быстрый

«по порядку номеров, рассчитайся!»

ходьба по залу с разным положением рук,мяч

-вверх

-вперёд

-вниз

-за голову

по 30сек.

каждое

средний

выполнять:

-по мату

-ребристой доске

-ровной поверхности

ходьба:

-на носках, мяч вверх

-на пятках, мяч за головой

-перешагивая кубики

по 10сек

средний

спину держать прямо, смотреть вперёд. Перешагивая кубики- колено вверх -мяч о колено, колено вниз- мяч к груди

бег в колонне по одному

2 мин

средний

соблюдать интервал – один шаг

бег приставным шагом вправо, влево, прижимая мяч к груди и перекладывая его из руки в руку по сигналу

по 10сек в каждую сторону

средний

выполнять точно боком, спину держать ровно. Вперёд не наклоняться. Мяч перекладывать по сигналу

ходьба, перестроение в 2 колонны

15-20сек

средний

3-4 глубоких выдоха

хождение двойками

Основная часть. Общеразвивающие упражнения

гимнастика для глаз

ип –стойка, руки на пояс,мяч между ступнями. Смотреть на кончик носа. Посмотреть вдаль

5-6раз

средний

произвольное

спину держать прямо, смотреть вперёд. Работают только глаза, сохраняем правильную осанку.

шаг на месте:

ип-стойка, мяч прижат к груди, локти в стороны;

шагать на месте, перекрестно касаясь локтём колена (поворот головы в сторону руки)

8 раз

средний

произвольное

шагать высоко поднимая колени, касание локтями колена должно быть чётким, с небольшим наклоном туловища вперёд

упражнение «Слоник»

ип –наги на ширине плеч, правое плечо прижато к правому уху, рука вытянута вперёд.

1-4-вытянутой рукой рисовать в воздухе восьмёрки.

5-8-повтор левой рукой

8 раз

средний

на счет 1-4 –вдох,

5-8 -выдох

рисуя восьмёрку плечо держать прижатым к уху, помогать руке всем телом, слегка приседая (выработка рефлекса Галанта)

вращение руками

ип –стойка, мяч зажат между ногами.

выполнять круговые вращения руками (в разные стороны, одна –вперёд, другая -назад). Повторить с закрытыми глазами

5 раз

средний

произвольное

в упражнении задействованы только руки

упражнения с мячом

ип –стойка, мяч в руках.

1-наклон вперёд, положить мяч около правой ноги,

2-3-пружиня руками о мяч выполнять наклоны вперёд

4-занять ип.

5-7- повторить левой рукой

8- ип

4-5 раз

медленный

на счёт 1 –вдох, 3-4 –выдох

опуская руки вниз локти не сгибать, ноги не сгибать в коленях, живот подтянут, спина ровная. Переход из одного ип в другое –плавный.

катание мяча

ип –сед, ноги врозь, мяч в руках на полу.

1-4 –прокатывать руками мяч по полу вперёд,

5-8 –прокатывать мяч назад в ип.

8 раз

средний

произвольное

выполняя упражнение смотреть вперёд на мяч, ноги не сгибать, спину держать прямо

упражнение «Строим башню»

ип – сед, упор сзади, ноги врозь, мяч между ступнями.

правую стопу поставить на мяч, левую сверху на правую. Правую ногу поставить на пол (две ноги вместе поставить на пол), вернуться в ип

8-9 раз

средний

произвольное

упражнение на укрепление мышц ног, профилактику плоскостопия, развитие координации, происходит взаимодействие левого и правого полушария

перекатывание

ип –лёжа на спине, мяч под лопатками, руки в стороны. Голову держать прямо, ноги врозь.

1-2 –повернуться вправо, правая рука на полу, левая-вверху

3-4 –ип

5-6 –поворот в левую сторону

7-8 –ип

8 раз

медленный или средний

произвольное

при повороте надавить на мяч лопатками

прыжки:

ип –стойка, мяч у груди. Выполнить прыжок ноги в стороны, мяч вверх.

прыжком вернуться в ип.

2*10 чередуя с ходьбой

средний или быстрый

прыжки выполнять легко на носочках, с последующим перекатом на всю стопу

перестроение в колонну по одному, ходьба по залу

20 сек

медленный

3-4 глубоких выдоха

технико-тактическая подготовка

Дети делятся на подгруппы и выполняют игровые упражнения: «не выпускай мяч из круга»

4-5 мин

быстрый

1круг детей, в его середине большой обруч. Задача- ударить мячом в середину обруча, поймать при отскоке на другом конце круга.

2 подгруппа: ведут мяч двумя руками вокруг малых обручей.

Упражнение «Ловкие ребята»

4-5мин

быстрый

Дети перестраиваются в две команды: эстафета «ведение мяча»(туда –мяч между коленками –прыжки на двух ногах, обратно –бросок мяча следующему игроку)

Заключительная часть

Дети делятся на 3-4 команды.

Игра малой подвижности «поймай мяч»

3-4 мин

средний

произвольное

Команды встают лицом к стене на расстоянии 1-1,5м от неё. Первые бросают мяч в стену выше головы и уходят в конец команды, следующий ловит мяч от пола и снова бросает о стену и т.д.

Релаксационное упражнение. Дети принимают любое удобное положение на полу, закрывают глаза.

2-3 мин

медленный

Дети слушают спокойную и красивую музыку (звуки леса или моря). Каждый думает о хорошем, стараясь это представить. После окончания музыки дети делятся впечатлениями.

Педагогическая копилка СТАТЬИ   

Новости