Методическая разработка к уроку изобразительного искусства в 4 классе по теме «Городецкие узоры»

Столяров Алексей Анатольевич

Учитель изобразительного искусства

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 307 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга



Цель урока: Обратить внимание детей красоту и своеобразие народного искусства,- Городецкой росписи, воспитывать любовь к Родине, её традициям и народной культуре.

Планируемые результаты обучения:
Предметные результаты: получат представление о декоративно-прикладном искусстве, истории и традициях городецкого промысла; научатся создавать декоративную композицию, выполнять роспись в технике городецкого промысла.
Личностные: эстетически воспринимают окружающий мир, произведения декоративно-прикладного искусства; проявляют интерес к предмету; проявляют способность к художественному познанию мира; выражают в творческой работе свое отношение к красоте декоративной росписи; овладевают способностями оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Метапредметные: проявляют желание изучать историю искусства общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств в изобразительном искусстве, активно используют язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания разных учебных предметов.

Образовательные и учебные задачи:
• познакомить с историей знаменитого русского народного промысла, особенностями декоративной композиции, основными элементами, этапами городецкой росписи.
• заложить основы понимания красоты и своеобразия русского народного искусства на основе знакомства с произведениями городецких мастеров;
• создать декоративную композицию по мотивам городецкой росписи. Развивающие задачи:
• развитие художественного и эстетического восприятия, расширение опыта общения с произведениями декоративно-прикладного и народного искусства;
• развитие моторики, зрительной памяти, эмоционально-образной сферы;
• развитие опыта художественно-творческой деятельности.
Воспитательные задачи:
• прививать любовь к родине, народному искусству, родной истории, родной природе.

Оборудование:
• мольберты, бумага, карандаш, кисти, гуашь;
• учебник: «Изобразительное искусство» (авторы Т. Я. Шпикалова, Л.В.Ершова);
• электронные образовательные ресурсы: презентация на тему «Городецкие узоры».

Музыкальные произведения: русская народная музыка (балалайка) «Светит месяц», Людмила Зыкина «Волга».

Тип урока: изучение нового учебного материала и первичное закрепление новых знаний на практике.

Форма урока: комбинированная - образовательное путешествие, практикум.

Вид урока: рисование по образцу и по представлению.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, творческий.

Формы обучения: коллективная, фронтальная, совместно – индивидуальная.

Универсальные учебные действия:
Регулятивные: Дети создают декоративную композицию по мотивам Городецкой росписи, обдумывают последовательность ведения работы, оценивают результат своего труда и работы одноклассников, учатся правильно использовать живописные и декоративные средства художественной выразительности.
Познавательные: Дети знакомятся с творчеством народных художников, историей городецкого промысла; анализируют произведения народного искусства и изучают особенности, приёмы и этапы работы над росписью. В процессе создания творческой работы, юные художники закрепляют навыки работы с беличьей кистью и, умение использовать кистевой мазок, законы декоративной композиции, цвет и колорит; повышают культуру речевого общения, развивают способность к творческому самовыражению.
Личностные: Через общение с искусством дети формируют нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру; желание и способность к творческой деятельности.
Коммуникативные: Дети учатся обмениваться мнениями, слушать и слышать одноклассников и учителя, обсуждать результаты художественно-творческой деятельности, радоваться личным творческим успехам и успехам своих товарищей.

План урока
1. Организационный момент.
2. Беседа по теме урока: Постановка и формулировка учебной задачи. (Презентация).
3. Творческое, практическое выполнение задания.
4. Подведение итогов, анализ работ, рефлексия.

Сценарий урока
1. Организационный момент.
Звучит музыкальный фрагмент: русская народная музыка (балалайка) «Светит месяц». Дети заходят в художественную мастерскую и готовятся к уроку. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Беседа по теме урока:
Постановка и формулировка учебной задачи. Учитель предлагает вместе сформулировать тему и учебную задачу урока.
На экране первый слайд презентации, тихо звучит музыка, учитель начинает беседу.
Учитель: (Цель урока) В мире изобразительного искусства есть «5 стран»: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство и дизайн, скульптура и архитектура.
Как вы думаете, в какой стране мы сегодня побываем?
Сегодня на уроке мы отправимся в страну декоративно-прикладного искусства и побываем в городе народных мастеров. Это знаменитый город на волге – Городец. Лучшие работы мы можем оформить в коллективную композицию – панно «Городецкие узоры». Нам будут помогать волшебные кисточки и краски.
Тема нашего урока «Городецкие узоры».
Путешествуя в мире народного искусства, мы попадаем в настоящую сказку. Итак, путешествие начинается…
Есть на Волге город древний,
Настоящий он творец.
Славится на всю Россию
Этот город-удалец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя.
Чудо-птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Кто сегодня нам расскажет,
Сразу станет молодец.
Отвечайте дружно хором:
– Это город ... (Городец)!

Городец — один из древнейших русских городов на Средней Волге, возник во 2-й половине XII века как крепость для защиты рубежей Владимирской Руси от походов волжских булгар. Он находится на левом берегу Волги и всего на несколько лет «моложе» Москвы. Среди достопримечательностей Городца - Феодоровский мужской монастырь Один из древнейших монастырей России, основанный в 1154 году на месте обретения Феодоровской иконы Божией Матери. В обители закончил свой земной путь святой благоверный великий князь Александр Невский, приняв схиму с именем Алексий. Городец — родина соратника и учителя иконописца Андрея Рублева — Прохора, чьи росписи украшают Успенский собор Московского Кремля.

Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах речки Узоры. В XVIII веке в этих местах возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название городецкая.

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел.

Существует с середины XIX века в районе города Городца. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней и птиц, цветочные узоры), выполненная народными мастерами свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

Прялка
Прялка была верной спутницей на протяжении всей жизни крестьянки. Часто служила подарком: жених дарил ее невесте, отец – дочери, муж – жене. И каждый хотел сделать подарок на радость и удивление. Здесь творческая фантазия не знала границ. Ни одно орудие труда не получало столь разнообразные формы и не украшалось с такой любовью, как прялка. Прялка передавалась по наследству, ее берегли и хранили. Прялка это не только орудие труда, но и произведение декоративно-прикладного искусства. Для украшения прялок, мастера пользовались разными техниками. Промысел расписных прялочных донец сложился не сразу. Ему предшествовали три этапа: донца резные, донца резные с инкрустацией, донца резные с инкрустацией и росписью. Со второй половины XIX века сложная техника инкрустации заменилась скобчатой резьбой с подкраской, а затем, стала преобладать живописная манера украшения. Красивая прялка передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушке к внучке. Значение прядения было всегда так велико, что ещё в глубокой древности стало символом женского труда. Почти пять месяцев в году с ноября по март, женщина проводила за прялкой. Народ поэтизировал труд пряхи. О ней поётся в песнях, лирических и шуточных (её образ появляется и в игрушке, и в росписях). Образ труженицы-пряхи нашёл отражение не только в народном творчестве, но и в поэзии А. С. Пушкина:
В избушке, распевая, дева
Прядёт, и, зимних дух ночей,
Трещит лучина перед ней...
Из местных преданий мы узнаём что, замена резных изделий на кистевую роспись произошла в 1870 г., когда в село Косково из Городца приехал опытный иконописец Николай Иванович Огуречников, работавший по поновлению живописи в курцевской церкви. Несколько композиций на донцах он исполнил для образца и показал местным мастерам приемы свободной кистевой росписи и, как расписывать донца темперными красками по грунту и покрывать олифой. Первые расписные донца еще очень напоминали инкрустированные и резные, и были очень разностильными. Со временем ситуация изменилась, в росписи стал вырабатываться единый городецкий стиль. В основе этого стиля - работы городецких мастеров Игнатия Клементьевича Лебедева (1863–1943), Фёдора Семёновича Красноярова (1861–1943), Игнатия Андреевича Мазина (1875–1941).

Городецкая роспись – уникальное явление русской национальной культуры.
Это народное искусство соединило в себе черты художественного своеобразия народной живописи, корни которой уходят в глубину веков. В своих композициях крестьянские художники открывали уникальный образный мир. Городецкая роспись – один из самых знаменитых художественных промыслов России, ярчайшее явление так называемого «наивного» искусства. Недаром один из французских искусствоведов сказал, что такие вещи должны находиться в Лувре. В начале 30-х годов XX века на местах народных промыслов организуются артели и общественные художественные мастерские. С 1954 года артель «Городецкая роспись» - фабрика. Её мастера изготавливают детскую мебель, кухонные наборы, игрушки из дерева и украшают их росписью. Сюжетами старинной городецкой росписи были изображения птиц, цветов, всадников на конях, барышень и кавалеров, сцен из народной жизни. Существует три вида композиции в городецкой росписи:
1.ЦВЕТОЧНАЯ РОСПИСЬ
2.ЦВЕТОЧНАЯ РОСПИСЬ
С ВКЛЮЧЕНИЕМ МОТИВА «КОНЬ» И «ПТИЦА»
3.СЮЖЕТНАЯ РОСПИСЬ
ЦВЕТУЩЕЕ ДЕРЕВО - ЭТО СИМВОЛ ЖИЗНИ

Цветы – символ красоты, здоровья и успехов в делах. Древо жизни - это мать-природа, единство всего сущего. Весь композиция в целом – это пожелание здоровья, счастья, успехов, отображение картины мира. Цветочная роспись – основной мотив в городецкой росписи. В цветочном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:
• «Букет» – изображается симметрично. Обычно пишется на разделочных досках или блюдах.
• «Гирлянда» – это разновидность «букета», когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями.
• «Ромб» – один из вариантов «гирлянды», когда в центре пишутся один или более двух цветков, которые образуют центр, а бутоны и листья постепенно уменьшаются к вершинам ромба.

Цветочные композиции, как правило, симметричны по расположению мотивов и распределению цвета. Цвета в росписи используют самые разные, - как яркие, открытые, так и с добавлением белил, что позволяет сделать декоративное произведение более нарядным. Несмотря на цветовое многообразие, мастера придерживаются определенных правил: если фон цветка розовый, красный, то серединку выполняют темно-красным, бордовым, а если фон голубой, то лепестки прописывают темно-синим или фиолетовым.

Элементы городецкой росписи
(цветочная роспись)
Бутоны, ромашки, розаны, купавки, городецкая роза.
Название «розан» происходит от розы шиповника. А вот цветок купавка связан с очень интересной легендой. Дело в том, что много лет тому назад на Руси праздновали так называемый день Ивана Купалы. В эту ночь появляется удивительной красоты цветок папоротника – цветок счастья. Кто найдет такой цветок, тот будет счастливым человеком. Вот отсюда и пошло название – купавка. С тех пор люди стали изображать его в своих росписях.
ГОРОДЕЦКИЕ ПТИЦЫ
ПТИЦЫ – СИМВОЛ СВЕТА, СЧАСТЬЯ И ДОБРА
ЦВЕТОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ С ВКЛЮЧЕНИЕМ МОТИВА «ПТИЦА»

Городецкая птица является символом семейного счастья. Птиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и насупленный индюк, и задиристый петух, кроткий голубь, прекрасный лебедь лесная кукушка, знаменитый фазан и сказочная птица. ГОРОДЕЦКИЕ КОНИ
КОНЬ – СИМВОЛ СОЛНЦА, ПЛОДОРОДИЯ И ДОБРА
Городецкий конь – это воплощение красоты и безошибочной точности руки мастера, виртуозная работа кистью без предварительного рисунка. Конь символизирует интеллект, мудрость, знатность, свет, динамичную силу, проворство, быстроту мысли, бег времени. Это типичный символ солнца, плодородия, мужества и мощной власти. Как построена композиция с изображением коня и птицы? Конь, как и птица, обычно находится в центре городецкой росписи и является главным элементом, который дополнен растительными мотивами. По характеру изображения животные и птицы всегда величавы, торжественны. Если изображен конь, то конь поистине сказочный. Это не крестьянский савраска, это Сивка-Бурка из сказки, горделиво поднявший голову на круто изогнутой лебединой шее, бьющий оземь копытом. У него тонкие ноги скакуна, богатая упряжь, грива и пышный хвост, струящийся водопадом. Городецкий конь, как правило, черный и очень изящный: у него маленькая головка на тонкой, круто изогнутой шее с аккуратно причесанной гривой.

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

СЮЖЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ


Самые распространенные сюжеты росписи – народные праздники, гулянья, чаепития, знаменитый городецкий конь с всадником, свадебные тройки. Роспись насыщена богатством красок русского лета с его луговым разнотравьем, озарена ярким полуденным солнцем, будто заливающим ослепительным светом пышные гирлянды. Но, даже и зимой в этом сказочном городе повсюду сказочные цветы.
(физкультминутка)

Городецкая роспись –
Как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони,
Молодецкая стать.
Здесь такие букеты,
Что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты,
Что ни в сказке сказать.
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись Городца!
Л. Куликова
3.Практическая работа - роспись кухонной доски.

ЦВЕТОЧНАЯ РОСПИСЬ
Кухонная доска «Яблочко»
Городецкая роспись выполняется в три этапа.
Первый этап – подмалевок: нанесение грунта на силуэт доски в форме яблока (охра с белилами) рамка по контуру доски и черенок. Далее круговыми движениями кисти наносятся цветовые пятна для будущих цветов городецкая роза и бутоны, особым мазком делаются листья. Главное при этом – научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевок получится бледной, невыразительной; если много – то при высыхании краска начнет отслаиваться. Цвет для розы и бутонов готовится с белилами.
Второй этап – тенёвка (или оттенок), то есть нанесение скобки. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. При этом надо следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги.
Третий этап – оживка (или разживка), то есть тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки придают элементам росписи декоративность, законченность и некоторую объемность.
Четвертый этап - подведение итогов урока. Рефлексия.
1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.
Анализ и обсуждение рисунков; высказывания учащихся о творческих успехах и неудачах.
2. Обобщение. Вопросы.
1. Какое значение имеет для нас народное искусство? (Помогает понять историю, культуру и традиции нашей Родины.)
2. Чему мы учились сегодня на уроке? (Работать в технике Городецкой росписи.)
3. Что нового мы узнали? (особенности декоративной композиции в Городецкой росписи; основные этапы работы над композицией и над отдельными мотивами; основные термины и понятия: «народный мастер», «мотив», «подмалевок», «теневка», «оживка», «украешки», «ритм», «колорит».)
4. Что было легко и что было трудно?
5. Какие виды городецких композиций понравились вам?
Пятый этап - уборка рабочего места

Словарь
«Гармония» – это согласованность и упорядоченность всех мотивов в композиции.
«Декор» (от лат. – украшать) – совокупность украшающих предмет изобразительных элементов.
«Колорит» – цветовая гармония.
«Композиция» (от лат. – составление, сочинение) – составление, соединение различных частей в единое целое в соответствии с какой – либо идеей.
«Конструкция» – это основа формы, связывающая все мотивы в единое целое.
«Мотив» – повторяющийся декоративный элемент орнаментальной композиции.
«Мотив с точки зрения целостности мира» - Образ цветущего Городецкого букета - восходит к образу Древа жизни (связывает три зоны Вселенной – небо, землю и подземно – подводный мир); Образ Городецкой птицы - соединяется с образом солнца, несущего свет и тепло; Образ Городецкого коня – вороной, величавый, грациозный, красивый, летит, словно птица; Человек – срединное существо между небом и землей.
Наивное искусство" - условный термин, которым обозначают стиль творчества самодеятельных, не получивших профессионального образования художников. Историческая база "наивного искусства" - народное художественное творчество и тесная связь с поэтикой фольклора.
«Народный мастер» - носитель традиций.
«Народные художественные промыслы» - связаны с бытом и развивают местные культурные традиции.
«Оживка» («разживка») - завершает работу, выполняется белой и черной краской в виде точек, черточек, штрихов, дуг разной величины. «Оживка» делает орнамент более выразительным и нарядным.
«Орнамент» (от лат. – украшение) – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении мотивов.
«Основные мотивы Городецкой росписи» - «Цветы с листиками» (купавка, ромашка, розан, роза, бутон), «Птицы» (фазан, петух, павлин, кукушка, голубь, лебедь), «Конь», «Дама», «Кавалер», «Всадник».
«Основные этапы выполнения росписи» - «Подмалевок», «Тенёвка», «Оживка».
«Подмалевок» - нанесение цветового пятна круговым движением кисти, поставленной вертикально.
«Пропорции» - это размерные соотношения элементов в мотиве и мотивов, а также мотивов между собой.
«Ритм» (от греч. – мерное чередование) – чередование мотивов и свободных пространств.
«Симметрия» - это такой способ гармонии, когда изображение слева подобно изображению справа.
«Средства художественной выразительности» - гармония, ритм, пропорции, симметрия, колорит.
«Тенёвка» («оттенёвка») - подробная прорисовка орнамента, усложнение формы мотивов более темным цветом, чем подмалевок.
«Традиция» – преемственность в народном творчестве, передаваемые из поколения в поколение обычаи и навыки.
«Украешки и рамки» - узоры по краю композиции. Ими обычно дополняют готовый сюжет, делают обводку.

Список литературы:
• Азбука народных промыслов: дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии. / Сост. И.А. Хапилина. Волгоград, 2009.
• Величко Н.К. Роспись Техники. Приемы. Изделия. М.,1999.
• Клиентов А.Е. Народные промыслы. М., 2012.
• Соколова М.С. Художественная роспись по дереву: Технология народных художественных промыслов. М, 2002.
• Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Изобразительное искусство: Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений /под ред. Шпикаловой Т.Я. – М., Просвещение, 2012.

Образовательные ресурсы:
• Электронные образовательные ресурсы, созданные педагогом: Презентация по теме занятия "Городецкие узоры"

Интернет ресурсы:
http://rusmuseum.ru/home/ - официальный сайт Русского музея;
http://images.yandex.ru/ - на сайте представлены фото Городца и городецких изделий.
http://radilov.ru/ - на сайте представлены статьи о Городце и городецкой росписи;
http://feodorovskiy-monastyr.ru/ официальный сайт Городецкого Феодоровского мужского монастыря;
https://pandia.ru/ – интернет-издание представляет собой рубрицированную порталами информацию в отраслях жизнедеятельности человека;
http://m-der.ru/ - виртуальный «Музей дерева».

Педагогическая копилка СТАТЬИ   

Новости