Творческие способности младшего школьного возраста и особенности их развития

Данюшкина Людмила Николаевна,

педагог дополнительного образования,
руководитель детского творческого коллектива
"Школа танца "Вдохновение",
учитель физической культуры(ритмика)

ГБОУ школа №26 с углубленным изучением
французского языка Невского района Санкт-Петербурга,
ГБОУ Гимназия №67 Петроградского района Санкт-Петербурга


Творческие способности личности, определяющие эффективность её деятельности в изменяющемся мире, характеризуется не только сложившимися у человека ценностно-смысловыми структурами, понятийным аппаратом мышления или методами решения задач, но и некоторой общей психологической базой, детерминирующей их. Такая база, такой потенциал развития есть системное образование личности, которое характеризуется мотивационными, интеллектуальными и психо-физиологическими резервами развития, а именно:

а) богатством потребностей и интересов личности, её направленностью на всё более полную самореализацию в различных сферах труда, познания и общения;
б) уровнем развития интеллектуальных способностей, позволяющих человеку эффективно решать новые для него жизненные и профессиональные проблемы, особенно глобального характера.

Учёные по-разному трактуют понятие «творческие способности», но они сходятся во мнении, что это способность к созданию нового и оригинального. Для развития творческого потенциала необходимо целенаправленное обучение и воспитание, в противном случае творческие способности могут остаться на первоначальном, существующем от природы уровне.

Результаты психолого-педагогических исследований показали, что развитие творческого потенциала у школьников открывает возможности перестройки всего характера развития ребёнка, формирует способности к научному, творческому подходу и восприятию. Именно в развитии творческого потенциала находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений. Процесс развития творческого потенциала чрезвычайно индивидуален и требует тщательного учёта индивидуальных особенностей ребёнка.

Результаты исследований в области когнитивной психологии свидетельствуют о возможности подготовки к творческой деятельности, причем речь идёт не просто о мотивировании, стимулировании творческой активности (что, безусловно, учитывается современной дидактикой через реализацию таких средств, как: возбуждение интереса, выявление дефицита информации, проблемная ситуация, эмоциональная окрашенность, сопереживание, игровая имитация и др.) [1]. «Ключевым элементом общей готовности учащегося к решению творческих задач является формирование, развитие его креативного потенциала, основу которого составляют взаимосвязи различных когнитивных структур, в которых в «свернутом» виде содержатся интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные ресурсы субъекта, определяющие креативный характер построения и преобразования индивидуального образа воспринимаемой ситуации (задачи или проблемы)» [2].

Многие психологи связывают способности к творческой деятельности и самостоятельному решению проблем творческого характера с особенностями мышления. Установлено, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление; люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими параметрами: быстрота, гибкость, оригинальность, законченность [3].

Таким образом, учёными установлено, что человек с высоким уровнем развития творческого потенциала обладает активной жизненной позицией, оригинальным мышлением, находится в постоянном творческом поиске, проявляет инициативу в создании новых идей, в нестандартном решении проблем, обладает знаниями во многих областях, интуицией и творческой фантазией.

Проанализировав структуру творческого потенциала, предложенную различными исследователями, можно сделать вывод, что творческий потенциал является сложным интегральным показателем личностно-деятельностного развития, характеризующегося взаимосвязанным комплексом свойств, способностей и возможностей, обеспечивающих творческое саморазвитие индивида и поступательное развитие общества.

Структурные компоненты творческого потенциала личности видоизменяются в зависимости от понимания авторами сущности данного понятия. Ученые предлагают каждый свой перечень компонентов, отражающих наиболее существенные признаки в процессе творческой деятельности. Уровень творческого потенциала личности не является постоянной величиной. Он изменяется в зависимости от условий развития и способов воздействия на отдельные его компоненты.

Обобщая содержание творческого потенциала личности в исследованиях российских и зарубежных учёных, можно сделать вывод о совокупности взаимодействующих и взаимопроникающих его составляющих: природных и социальных, рациональных и иррациональных, деятельностных и наддеятельностных, объективных и субъективных, внешних и внутренних.

Младший школьный возраст характеризуется, с одной стороны, отсутствием жёстких стереотипов, что позволяет проявлять творчество и фантазию, с другой стороны, постепенным накоплением знаний, умений, навыков, универсальных учебных действий, что помогает в решении сложных проблем. Сущность творческого потенциала младших школьников состоит в активной жизненной позиции, творческой и интеллектуальной инициативе, стремлении к нахождению новых способов решения учебных задач.

В структуре развития творческих способностей и творческого потенциала младшего школьника можно выделить следующие взаимосвязанные компоненты:

1. Мотивационный компонент. Творческий потенциал будет развиваться только тогда, когда младший школьник будет учиться с увлечением, с желанием узнать что-то новое, сделать для себя важное открытие. 2. Познавательно-деятельностный компонент. Познавательная активность и познавательный интерес, активная жизненная позиция младшего школьника будут способствовать формированию творческой личности, успешному развитию творческого потенциала.
3. Креативный компонент, характеризующийся дивергентным мышлением и самостоятельным решением проблем творческого характера. Для младшего школьника, обучающегося по ФГОС, важно научиться не только выполнять задания по готовому алгоритму, но самое главное, находить новые способы решения, придумывать нестандартное применение известных средств и методов.
4. Интеллектуальный компонент. Высокий уровень интеллектуального развития способствует тому, что творчество становится на новую ступень, когда младший школьник не просто интуитивно изобретает что-то новое, а его интуиция подкреплена хорошей базой знаний и умений, то есть иррациональное начало успешно сочетается с рациональным.

Структура творческого потенциала младших школьников наглядно изображена на рисунке 1.
Существует несколько междисциплинарных подходов к определению сущности творческого потенциала личности, однако во всех исследованиях он подразумевает способность к созданию нового и оригинального. Творческий потенциал может быть раскрыт, а может остаться невостребованным. Это зависит от условий его развития: внешних (заданных социальными влияниями социума, института образования, экономики, семьи) и внутренних (зависящих от активности самой личности).

Рис.1
Рисунок 1 – Структура творческого потенциала младшего школьника

Подводя итог вышесказанному, можно определить творческий потенциал младших школьников как сложное интегративное свойство личности, включающее в себя мотивационный, познавательно-деятельностный, креативный и интеллектуальный компоненты, взаимосвязанные между собой и способствующие прогрессивным преобразованиям в творческой учебной деятельности.

В российском обществе и образовании наблюдается усиление интереса к творческому потенциалу личности, поскольку именно творческие личности способны к инновациям и прогрессивному развитию. Толкование понятия «творческие способности» в современной науке неоднозначны. Существует несколько междисциплинарных подходов к определению сущности творческих способностей: аксиологический, онтологический, деятельностный, способностный, ресурсно-энергетический, интегративный. В то же время во всех исследованиях творческие способности подразумевает способность к созданию нового и оригинального. Среди педагогов и психологов нет также единого мнения о структуре творческих способностей личности. В структуре творческих спсобностей младшего школьника можно выделить следующие основные компоненты:

- мотивационный;
- познавательно-деятельностный;
- креативный;
- интеллектуальный.

Творческий потенциал младших школьников определяется как сложное интегративное свойство личности, включающее в себя вышеуказанные компоненты, взаимосвязанные между собой и способствующие прогрессивным преобразованиям в творческой учебной деятельности.

Процесс развития творческих способностей чрезвычайно индивидуален и требует тщательного учёта индивидуальных особенностей ребёнка. Творческие способности могут быть раскрыт, а могут остаться невостребованным. Это зависит от психолого-педагогических условий его развития: создания комфортной и безопасной, мотивирующей образовательной среды, построения образовательного процесса на основе личностно-ориентированного обучения.

Учебная деятельность в младшем школьном возрасте выступает ведущей деятельностью, так как основные достижения ребёнка на данном этапе развития связаны с ней.

Под творческой учебной деятельностью понимается такая деятельность, которая обладает следующими признаками: направлена на решение творческих задач, для которых характерно отсутствие в предметной области способа решения задачи; связана с созданием новых знаний в качестве ориентировочной основы для последующего поиска способа решения задачи; характеризуется наличием неопределённости в отношении разработки новых знаний и на их основе способа решения задачи.

Решающим фактором развития творческого потенциала личности являются не сами знания, а способы их усвоения: знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности. Творческие самостоятельные работы позволяют учащимся проявлять активность, использовать и развивать свои индивидуальные способности и таланты в учебной деятельности.

Список используемой литературы:
1. Цыренова, Т.Л. Развитие творческого потенциала учащихся как педагогическая проблема [Текст] / Т.Л. Цыренкова // Вестник Бурятского государственного университета. - 2016. - № 1. - С. 131-136.
2. Шкетик, Е.В. Творческий потенциал личности: подходы к определению феномена, компоненты, особенности развития [Текст] / Е.В. Шкетик // Аксиологические проблемы педагогики: сборник научных трудов / под ред. Е.В. Чмелевой – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2015. - С. 153-157.
3. Ильиных, С.А. Творческий потенциал личности: определение феномена и условия его развития [Текст] / С.А. Ильиных // Сборник конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 2. - С. 8 -11.

Личное мнение Педагогическая копилка СТАТЬИ   

Новости