Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью современных технологий в начальной школе

Панасюк Ирина Анатольевна

Учитель начальных классов

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 505 Красносельского р-на Санкт-Петербурга, 2017



Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требование самой жизни, важная проблема для каждого учителя, особенно начальной школы. Активизация познавательной деятельности, активизация внимания - эти задачи ставит перед собой каждый учитель, идущий на урок. Успешное решение этих задач невозможно без поиска методов развития познавательного интереса, так как урок без них может стать скучным и малоэффективным. Необходимо создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Следовательно, задача учителя – постараться построить изучение учебного материала на уроках так, чтобы большая часть его была освоена школьниками самостоятельно. Решению этой задачи помогает использование в учебном процессе инновационно-педагогических технологий. Как известно, усвоение любого материала трудно дается школьникам, если они выступают в роли пассивных слушателей. Наоборот, при самостоятельной работе учащиеся с большим интересом и меньшими сложностями осваивают этот же материал. Для успешного обучения современного ребёнка необходимо создание определённых условий на уроке, которые способствуют развитию интереса к процессу обучения, формированию мотива деятельности учащихся и активизации познавательной деятельности.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся. Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых обучающиеся сами должны:
- отстаивать свое мнение;
- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
- ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
- рецензировать ответы товарищей;
- оценивать ответы и письменные работы товарищей;
- объяснять более слабым учащимся непонятный материал;
- самостоятельно выбирать посильное задание;
- находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
- создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
- решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

При выборе тех или иных методов обучения необходимо прежде всего стремиться к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать.
Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активизации учебно-познавательной деятельности.
Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса.
Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса.
Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.
Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.
В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно выделить:
- творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.
- состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося. Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, каждый стремится показать себя с лучшей стороны, продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме.
-игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор профессионального интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотив

В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в создании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.
Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством мастера самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения, навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностные качества. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача - направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней. В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания.
Проблемное обучение осуществляется в трех основных формах:
1. Проблемное изложение. Преподаватель ставит проблему и вскрывает пути её решения, демонстрирует учащимся ход научного мышления, заставляя их следить за ходом движения мысли к истине, делает учащихся как бы соучастником научного поиска.
2. Частично–поисковая деятельность. Работа учащихся направляется с помощью специальных вопросов, побуждающих к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответов на отдельную часть проблемы. 3. Исследовательская деятельность. Самостоятельный поиск учеником решения проблемы.
Сущность проблемного обучения заключается в столкновении учащихся с учебными и производственными ситуациями и постановка их в этих ситуациях в положение «первооткрывателей», «исследователей».
В решении задач по формированию личности, отвечающей требованиям сегодняшнего дня, помогают активные, нестандартные формы и методы проведения урока. По форме проведения можно выделить следующие группы нетрадиционных уроков:
- уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, КВН, деловая игра, викторина;
- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, интервью, репортаж;
- уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, дискуссия, диалог;
- уроки-фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз; - уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, ученый совет. Существуют следующие виды игр:
а) Организационно – деятельностные.
Предусматривают коллективную мыслительную деятельность на основе развёртывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе их анализа. Обучаемые знакомятся с ситуацией, с совокупностью взаимосвязанных фактов и явлений, характеризующих конкретное событие, возникающее перед специалистом в его профессиональной практике и требующее от него соответствующего решения, учащиеся предлагают свои решения в той или иной ситуации, которые коллективно обсуждаются.
б) Ролевые игры.
Характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками её решения, т.е. это создание ситуации при которой участники берут на себя определённую роль.
в) Деловые игры.
Представляют собой имитационное моделирование реальной деятельности, например, профессиональной, политической, социальной, технической и т.д.
г) Познавательно – дидактические игры.
В них создают ситуации, включающие учащегося в необычную игровую ситуацию, в «проживание» ситуации.
Активное использование в учебном процессе информационно-коммуникативной технологии повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс, разнообразить его, стимулирует познавательный интерес учащихся, увеличивает эффективность самостоятельной работы. Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности:
• Проведение уроков с использованием компьютерных презентаций.
• Использование программы для демонстрации наглядного материала.
• Использование интерактивных тренажеров.
Разноуровневое обучение.У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения.
Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.
Задачи интерактивных методов обучения:
• Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
• Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
• Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.
Чаще нужно давать задания выполнять в группах, так как такая работа обеспечивает развитие самостоятельности учащихся, навыка ведения дискуссии, умения публично отстаивать свою позицию, и в тоже время действовать, как часть слаженного коллектива, уметь договариваться и идти на разумный компромисс. Ведь любой, нарушающий правила работы в группе, мешает своей команде достичь успеха, что видно очень наглядно. Применение парной формы на уроках приобретения новых знаний даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.
Компетентностно -ориентированные задания позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством учета дополнительных возможностей, изучаемого материала, их использование позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника.
Обязательно применение здоровьесберегающих технологий, которые формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа жизни. Формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход предусматривает чёткое чередование видов деятельности.
Успех – важнейший стимул активной деятельности человека. Ребенок, слабо успевающий, отстающий от своих сверстников, быстро теряет интерес к учению и его познавательная активность на уроке приближается к нулевому уровню. Для достижения положительных результатов в обучении, на уроках надо создавать ситуацию успеха для каждого ребенка, используя технологию педагогической поддержки и помощи, воспитание ситуацией успеха и отмечая достижения, в том числе и внешкольные, каждого ребенка. Для этого может использоваться и технология портфолио. При этом важное значение приобретает формирование психологически комфортной учебной среды, где ребёнок может быстро преодолеть неуверенность в своих действиях, где создаются доверительные отношения между всеми участниками процесса и активизируется творческая, учебно-познавательная деятельность.
Подготовить урок с использованием той или иной технологии не всегда просто для учителя. Зачастую это требует много времени, подготовки большого количества материала. Не всегда такой урок проходит гладко, особенно в процессе апробирования, когда ищешь оптимальные варианты использования технологий в учебном процессе, подбираешь их в соответствии с возрастными особенностями учащихся, темой урока, имеющимся материалом. Но, как правило, урок, проведенный с применением технологии, оправдывает себя, так как позволяет максимально включить учащихся в процесс урока, мотивирует их на самостоятельную работу и, что, наверное, самое главное, позволяет достигнуть качественного усвоения учебного материала.
На современном этапе развития образования проблема активизации познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.
Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.
Методы активизации познавательной деятельности вооружают знаниями, умениями и навыками, содействуют воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся, развивают их познавательные силы, личностные образования (активность, самостоятельность, познавательный интерес), выявляют и реализуют потенциальные возможности учащихся, приобщают к поисковой и творческой деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного обучения необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся. Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых обучающиеся сами должны:
- отстаивать свое мнение;
- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
- ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
- рецензировать ответы товарищей;
- оценивать ответы и письменные работы товарищей;
- объяснять более слабым учащимся непонятный материал;
- самостоятельно выбирать посильное задание;
- находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
- создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
- решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
При выборе тех или иных методов обучения необходимо прежде всего стремиться к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать.
Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активизации учебно-познавательной деятельности.
Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса.
Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.
Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.
В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно выделить:
- творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.
- состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося. Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, каждый стремится показать себя с лучшей стороны, продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме. -игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор профессионального интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося. Любая игра побуждает её участника к действию.
В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в создании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.
Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством мастера самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения, навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностные качества. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача - направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней. В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания.
Проблемное обучение осуществляется в трех основных формах:
1. Проблемное изложение. Преподаватель ставит проблему и вскрывает пути её решения, демонстрирует учащимся ход научного мышления, заставляя их следить за ходом движения мысли к истине, делает учащихся как бы соучастником научного поиска.
2. Частично–поисковая деятельность. Работа учащихся направляется с помощью специальных вопросов, побуждающих к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответов на отдельную часть проблемы. 3. Исследовательская деятельность. Самостоятельный поиск учеником решения проблемы.
Сущность проблемного обучения заключается в столкновении учащихся с учебными и производственными ситуациями и постановка их в этих ситуациях в положение «первооткрывателей», «исследователей».
В решении задач по формированию личности, отвечающей требованиям сегодняшнего дня, помогают активные, нестандартные формы и методы проведения урока. По форме проведения можно выделить следующие группы нетрадиционных уроков:
- уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, КВН, деловая игра, викторина;
- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, интервью, репортаж;
- уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, дискуссия, диалог;
- уроки-фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз;
- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, ученый совет.
Существуют следующие виды игр:
а) Организационно – деятельностные.
Предусматривают коллективную мыслительную деятельность на основе развёртывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе их анализа. Обучаемые знакомятся с ситуацией, с совокупностью взаимосвязанных фактов и явлений, характеризующих конкретное событие, возникающее перед специалистом в его профессиональной практике и требующее от него соответствующего решения, учащиеся предлагают свои решения в той или иной ситуации, которые коллективно обсуждаются.
б) Ролевые игры.
Характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками её решения, т.е. это создание ситуации при которой участники берут на себя определённую роль. в) Деловые игры.
Представляют собой имитационное моделирование реальной деятельности, например, профессиональной, политической, социальной, технической и т.д.
г) Познавательно – дидактические игры.
В них создают ситуации, включающие учащегося в необычную игровую ситуацию, в «проживание» ситуации.
Активное использование в учебном процессе информационно-коммуникативной технологии повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс, разнообразить его, стимулирует познавательный интерес учащихся, увеличивает эффективность самостоятельной работы.
Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности:
• Проведение уроков с использованием компьютерных презентаций.
• Использование программы для демонстрации наглядного материала.
• Использование интерактивных тренажеров.
Разноуровневое обучение.У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения.
Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей. Задачи интерактивных методов обучения:
• Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
• Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
• Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.
Чаще нужно давать задания выполнять в группах, так как такая работа обеспечивает развитие самостоятельности учащихся, навыка ведения дискуссии, умения публично отстаивать свою позицию, и в тоже время действовать, как часть слаженного коллектива, уметь договариваться и идти на разумный компромисс. Ведь любой, нарушающий правила работы в группе, мешает своей команде достичь успеха, что видно очень наглядно. Применение парной формы на уроках приобретения новых знаний даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.
Компетентностно -ориентированные задания позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством учета дополнительных возможностей, изучаемого материала, их использование позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника.
Обязательно применение здоровьесберегающих технологий, которые формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа жизни. Формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход предусматривает чёткое чередование видов деятельности.
Успех – важнейший стимул активной деятельности человека. Ребенок, слабо успевающий, отстающий от своих сверстников, быстро теряет интерес к учению и его познавательная активность на уроке приближается к нулевому уровню. Для достижения положительных результатов в обучении, на уроках надо создавать ситуацию успеха для каждого ребенка, используя технологию педагогической поддержки и помощи, воспитание ситуацией успеха и отмечая достижения, в том числе и внешкольные, каждого ребенка. Для этого может использоваться и технология портфолио. При этом важное значение приобретает формирование психологически комфортной учебной среды, где ребёнок может быстро преодолеть неуверенность в своих действиях, где создаются доверительные отношения между всеми участниками процесса и активизируется творческая, учебно-познавательная деятельность.
Подготовить урок с использованием той или иной технологии не всегда просто для учителя. Зачастую это требует много времени, подготовки большого количества материала. Не всегда такой урок проходит гладко, особенно в процессе апробирования, когда ищешь оптимальные варианты использования технологий в учебном процессе, подбираешь их в соответствии с возрастными особенностями учащихся, темой урока, имеющимся материалом. Но, как правило, урок, проведенный с применением технологии, оправдывает себя, так как позволяет максимально включить учащихся в процесс урока, мотивирует их на самостоятельную работу и, что, наверное, самое главное, позволяет достигнуть качественного усвоения учебного материала. На современном этапе развития образования проблема активизации познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.
Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.
Методы активизации познавательной деятельности вооружают знаниями, умениями и навыками, содействуют воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся, развивают их познавательные силы, личностные образования (активность, самостоятельность, познавательный интерес), выявляют и реализуют потенциальные возможности учащихся, приобщают к поисковой и творческой деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного обучения необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями.

Без рубрики Интересное Личное мнение Педагогическая копилка СТАТЬИ   

Новости