Урок физической культуры (ритмики) — средство совершенствования пространственного мышления обучающихся 1 класса

Коробкова Светлана Владимировна

Учитель физической культуры, педагог дополнительного образования

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 26 с углубленным изучением французского языка Невского района Санкт-Петербурга

2018 год



Что такое пространственное мышление? Это умение ориентироваться на любой местности: в помещении, на улицах города и даже в тетрадке по геометрии; это знание где право и лево, спереди и позади, верх и низ. Со всеми этими понятиями ребенок знакомится в раннем и дошкольном возрасте, а вот закрепляются они уже в школе, особенно «право и лево». И для того чтобы ребенок уверенно чувствовал себя на местности, необходимо развивать пространственное мышление. Каким образом это можно сделать? Рассмотрим урок физической культуры, а точнее урок ритмики с этой точки зрения. Для начала проясним, что из себя представляет зал для занятия ритмикой. Обратим свое внимание на рисунок №1:

Cтатья1

Рисунок 1.

На рисунке № 1 «У» - учитель, другие буквы – ученики, цифрами обозначены точки плана зала. Чтобы их найти для начала необходимо понять, где находится зритель (учитель). Учитель находится в точке №1 (анфас), дети стоят лицом к учителю (к зрителю) в 4 линиях по 4-5 человек, образуя шахматный порядок. На первом уроке обучающиеся знакомятся с пространством зала и учатся определять точки плана зала, определяются с такими понятиями как линия и учатся выравнивать ее «по носочкам», «шахматный порядок» и «важным словом - дистанция» (она должна быть одинаковой между соседями справа и слева между линиями), учатся ее соблюдать без помощи вытянутых рук «на глаз», что безусловно помогает развивать глазомер и внимательность. Обучающиеся запоминают свои места, соседей справа и слева, спереди и сзади, с какой стороны от них находится выход из зала, окно, учитель и т.д. И в последствии легко находят свои места. Все эти действия являются первой ступенькой развития пространственного мышления.

Стоя таким образом, дети выполняют разминку и разучивают несложные танцевально-ритмические комбинации, построенные на приставных шагах в различных направлениях.

После чего учитель меняет свое место расположение и просит снова встать детей в свои линии лицом к зрителю (учитель в данном случае исполняет роль зрителя). Вот здесь учитель вместе с обучающимися выходит на следующую ступень развития пространственного мышления. Прежние ориентиры (окно, выход) уже незначимы, единственное на что можно опереться - это новое месторасположение учителя и то с какой стороны (справа или слева) от него ребенок стоял. Задание непростое, как может показаться на первый взгляд. Для достижения цели каждый ребенок должен решить несколько задач:

1. Вспомнить с какой стороны от учителя он стоял;

2. Оценить примерное расстояния от своего места до учителя;

3. Не обращать внимания на других, так как одноклассники тоже ищут свое место.

Если все справились, вот что получится (рисунок 2):

статья2

Рисунок 2.

Даже взрослому человеку нужно приложить некоторое усилие для того, чтобы сопоставить рисунок 1 и рисунок 2 (что, кстати, тоже полезно). А детям и того сложнее, особенно если учесть, что у них навыки пространственного мышления развиты слабо. Тем не менее обучающиеся с большим воодушевлением выполняют это задание, так как оно принципиально новое для них и им любопытно, что получится в итоге. Часто некоторые первоклассники неподдельно удивляются результату проделанной работы: вроде они стоят в своих линиях, но при этом иначе относительно входа в зал, окон.

Для более успешного и скорого достижения цели учитель может совместно с учениками обозначить задачи, которые необходимо решить.

Безусловно, задание заставляет напряженно мыслить, взглянуть на зал как бы со стороны, абстрагироваться от привычных ориентиров и руководствоваться только понятиями «право-лево».

После того как задание успешно выполнено полезно спросить у обучающихся: «Зачем нам надо развивать пространственное мышление?» Дети очень легко и быстро находят практическое применение такому навыку. Вот как отвечали первоклассники: «Чтобы найти остановку автобуса, чтобы вернуться домой», «чтобы правильно найти дорогу обратно в класс» и т.п. Неплохо также выяснить для чего необходимо соблюдать дистанцию. Обучающиеся без труда находят правильный ответ: «чтобы никого не ударить во время урока», «чтобы не врезаться на дороге» и т.д.

Следующим шагом развития пространственного мышления будет исполнение заранее выученной танцевально-ритмической комбинации, но на новом месте. Чтобы выполнение комбинации было успешным с первого раза, необходимо перед началом исполнения еще раз прояснить где «право-лево». Конечно, если учитель ставит перед собой цель проверить насколько каждый ученик понял, что от него требуется, предварительной беседы не требуется.

Помимо этого учитель может дать задание поменяться линиям местами, например: вторая меняется с первой, третья с четвертой и исполнить выученную комбинацию. Даже если дети стоят лицом в привычную сторону, оказавшись на другом месте им необходимо быстро свыкнуться со своим новым расположением и выполнить задание учителя. Это более простое упражнение, но оно также полезно для развития пространственного мышления, а также может поднять настроение тем ученикам, которые по тем или причинам справились с предыдущим заданием менее успешно, чем другие.

Предложенные варианты это не дело одного урока. Прежде чем учитель сменит свое месторасположение, обучающиеся должны привыкнуть держать линии и соблюдать дистанцию и построение в шахматном порядке (одно из требований техники безопасности на уроке). На это уходит не менее двух занятий. И только после этого можно переходить на следующий этап.

Таким образом, урок физической культуры – ритмики, может стать не только средством воспитания тела, но и средством совершенствования пространственного мышления.

Без рубрики Педагогическая копилка СТАТЬИ   

Новости