Танец в школе

Кондратенко Галина Михайловна, г. Санкт-Петербург

методист городского методического объединения педагогов дополнительного образования массового обучения детей танцам (ритмика), Отличник народного просвещения, награждена медалью "За трудовую доблесть"

 

Рекомендации педагогам бальных танцев,

работающим в начальной школе с целым классом

Программа рассчитана на 4 года обучения

Программа разработана Городским методическим объединением (ГМО)

Педагогов массового обучения детей бальным танцам (ритмика)

ГОРОДСКОГО ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

при ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ

 «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»

(ГОУ ЦО «СПб ГДТЮ»)

Руководитель ГМО – Кондратенко Г.М.

Программа рассчитана на учеников 1-4 классов. В объеме 34 часа в год, 1 раз в неделю. Цели и задачи программы: Формирование общей культуры, приобщение ребенка к искусству танца развитие чувства ритма, музыкальности, умения свободно двигаться и ориентироваться в пространстве. Занятие бальными танцами требует от детей значительной физической нагрузки, умения сосредоточить внимание на определенном движении, настойчивости в работе. Поэтому на занятиях больше внимания уделяется ритмическим упражнениям, музыкальным играм, разучиванию массовых и парных танцев. Программа рассчитана на общеобразовательный уровень. Во время каждого урока необходимо вести работу по воспитанию норм культурного поведения, сознательной дисциплины, чувство товарищества. Процесс эстетического воспитания рассчитан на весь период обучения. На уроках дети приобщаются к миру прекрасного выразительными средствами различных танцевальных элементов.   Подведение итогов – танцевальные праздники, фестивали, конкурсы.   Разделы:
  1. Элементы музыкальной грамоты.
  2. Танцевальная азбука.
  3. Учебно-тематический план.
  4. Построение урока.
  5. Практические занятия.
  6. Танцы.
  7. Содержание программы.
  8. Условия, сопутствующие работе.
  9. Литература.
   

Раздел 1. Элементы музыкальной грамоты.

 

         Этот раздел предусматривает слушание и разбор танцевальной музыки, понятие о ее характере, темпе, динамических оттенках построения музыкального произведения, понятие длительности такта, музыкальных размерах 2/4, 3/4, 4/4. Особенность ритмов изучаемых танцев. Упражнения этого раздела должны способствовать развитию музыкальности, чувства ритма и эмоциональной отзывчивости на музыку. Музыка должна быть эмоциональной, выразительной, ритмичной и Музыка должна быть эмоциональной, выразительной, ритмичной и исполняться в присущем данному танцу темпе. Нужно помнить о том, что при плохом музыкальном сопровождении не может быть ни успешного обучения, ни хорошего исполнения. Танцевальная музыка в итоге играет важную роль в формировании хорошего вкуса.  

Раздел 2. Танцевальная азбука.

 

         Танцевальная азбука состоит из позиции ног и поз, движений классических, народно-характерных и современных танцев, основных танцевальных шагов по 1, 3, 6 позициям. Танцевальные упражнения необходимы для развития танцевальных способностей. Они вырабатывают осанку, гибкость, коррекцию движений, точность направления. Дают понятие о позиции рук и ног, правильности движений современных танцев, знания основных законов движения по 3, 6 и естественной позициям.  

Раздел 3. Учебно-тематический план.

 

Название

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Элементы муз. грамоты

5

1

4

Танцевальная азбука

3

1

2

Линейные танцы

4

1

3

Круговые танцы

2

0,5

1,5

Парные танцы

13

2

11

Игровые танцы и муз. игры

5

1

4

Итоговые занятии

2

2

ВСЕГО

34

6,5

27,5

 

Раздел 4. Построение урока.

  1. Построение, поклон.
  2. Тренаж.
  3. Разучивание движений, поз танца.
  4. Повтор танцев.
  5. Музыкально-танцевальная игра.
 

Раздел 5. Практические занятия.

 

         Полуприседания по позициям (деми плие) Батман тандю (по 1 и 3 позициям вперед, в сторону, назад) Батман тандю с деми плие (по 1 и 3 позициям) Наклоны корпуса (вперед, в сторону, назад) Повороты корпуса Позиции рук (подготовительная, 1-ая, 2-ая, 3-ая) Упражнения для рук: - Перевод рук из подготовительной позиции в 1-ую и 2-ую) - Перевод рук из подготовительной позиции в 1 – 3 – 2, возвращение в исходное положение. Упражнения народно-характерного тренажа: - Выдвижение ноги на носок, перевод ее на каблук, снова на носок и обратно в поз. 1 или 3. - Положение рук на поясе - Раскрытие рук в русском характере Упражнения по 6-ой позиции: - Вынос ноги на каблук вперед, назад, в сторону - Подъем на полупальцы и снижение - Шаг вперед и назад с подтягиванием ноги, с подъемом и снижением (с одной ноги вперед, с другой назад) - Перенос веса тела с одной ноги на другой  

Раздел 6. Танцы.

         Материал программы подобран с учетом возрастных особенностей и возможностей детей данного возраста. Особое внимание следует обращать на осанку, технику исполнения движения и культуру общения детей. Для развития коммуникативности необходимо уделять внимание групповым танцам (линейным и круговым). Разнообразие танцев позволяет детям изучить: - шаг галопа, - па-глиссе, - переступание (в дальнейшем балансе), - полутуры вальса, - шаги в медленном и быстром темпе, - основные движения и фигуры танцев: Ча-ча-ча, Самба, Рок-н-ролл, Джайв.   Музыкальное сопровождение поможет научить детей отличать польку от вальса и марша, ча-ча-ча от самбы,  рок-н-ролл от джайва и фокстрота и грамотно выполнять соответствующие движения в этих ритмах.  
  1. Линейные танцы в стиле диско: Бит ритм, Кузнечик, Элефант.
  2. Круговые (хороводные) танцы: Русский хоровод, Новогодний хоровод.
  3. Парные танцы:
- в ритме 2/4: Ладошки, Рассердились-помирились, Артековская полька, Бесконечный галоп, Круговая кадриль. - в ритме 3/4: Маленький вальс, Вальс-Миньон, Вальс дружбы. - в ритме 4/4: Большая прогулка, Модный рок. 4. Игровые танцы: Больше с тобой не хочу танцевать, Танец сидя, Потанцуй со мной дружок. 5. Музыкальные игры и игры на внимание: «Громко, тихо», «Пожалуйста», «Дед мороз», «У медведя на бору», «Вокруг домика хожу», «Елочки и зайчики», «Мышки и домики», «Великаны и гномы», «Плетень», «Запрещенное движение», «Найди предмет», «Капканы», «Птицы и клетка». 6. Танцы, построенные на народной основе: «Посею – лебеду», «Русские четверки», «Круговая кадриль», «Сударушка».  

Раздел 7. Содержание программы.

 Программа 1 - 4 классы: 1 класс:
  1. Полька «Ладошки»
  2. «Вальс дружбы»
  3. Диско «Кузнечик»
  4. «Большая прогулка»
  5. «Посею – лебеду»
2 класс:
  1. «Берлинская полька»
  2. «Маленький вальс»
  3. Диско «Элефант»
  4. «Променад»
  5. «Круговая кадриль»
3 класс:
  1. «Школьная полька»
  2. Вальс «Весенний бал»
  3. «Полонез»
  4. «Модный рок»
  5. «Русский четверками»
  6. Диско-вариации (как часть разминки)
4 класс:
  1. «Карнавальная полька»
  2. «Школьный вальс»
  3. «Московский рок»
  4. «Блюз – спин»
  5. «Рок-н-ролл»
  6. Диско-вариации (как часть разминки)
  На уроках начальных классов рекомендуется проводить игровые минутки в виде музыкально-танцевальных игр. В конце полугодия провести Новогодние праздники с использованием выученных танцев. В конце учебного года по основным танцам провести конкурс пар.  

Раздел 8. Условия, сопутствующие работе.

 

         Условия, сопутствующие работе: - подготовленный к занятиям, хорошо освещенный зал (желательно паркет и зеркала), - фортепиано, - музыкально-техническое оснащение (магнитофон, аудио пленки и CD).  

Раздел 9. Литература.

 

  1. Современный балет (под редакцией В.М.Строганова и В.Н.Уральской, М., 1978 г.).
  2. Бальный танец (выпуск 2 автор составитель Н.В.Шарыгин, Ленинград, 1981 г.).
  3. Журнал для преподавателей любителей танцев (Пеги Спенсер и Джоди Хэрк, Лондон, 1983 г.).
  4. Роль танца в эстетическом воспитании школьников (Е.В.Конорова, М., 1963 г.).
  5. Ритмика. Музыкальное движение (Руднева М. и Фиш Э., М., 1972 г.).
  6. Азбука классического танца (Базыкина Н.Л. – М., 1964 г.)
  7. Народный танец (Ткаченко Т., М., 1967 г.).
  8. Историко-бытовой танец (М. Васильева-Рождественская, М., 1968 г.).
  9. Техника исполнения европейских танцев (Алекс Мур, Лондон).
  10. Техника исполнения латино-американских танцев (Лаэрд, Лондон).
  11.  Спец. Материал в журналах «Бальный танец» и информация городского методического объединения педагогов бального танца, работающих со школьниками.
 

Педагогическая копилка СТАТЬИ   

Новости