Культурные наследники культурной столицы ( из опыта работы классной дамы)

Смирнова Юлия Владимировна

Воспитатель (классная дама)

ЧОУ "Деловая волна"

Санкт-Петербург, Адмиралтейский район, 2017 год



Я работаю ЧОУ «Деловая волна» уже 25 лет и с грустью наблюдаю, как в последние годы снижается интерес учащихся к посещению музеев, театров, экскурсий. Ребята плохо знают свой город, его памятники и их создателей.

Тот класс, воспитателем которого я стала в 1992 году, каждый месяц не меньше 2-х раз выходил на экскурсию. Одна из экскурсий проходила в Эрмитаже или Русском музее, другая – в музее не связанном с художественной культурой. Это мог быть железнодорожный, геологический, военно-морской музей, музей хлеба и т.д. Часто проходили автобусные экскурсии, знакомящие ребят с архитектурой С-Пб. Всем классом ездили в Старую Ладогу, Псков, Новгород. Большинство экскурсий проходило в выходные дни, но никто из ребят не пропускал их без уважительной причины. Родители всячески поддерживали ребят и не ленились привезти их на экскурсию в свой выходной день, иногда единственный. Это были годы «перестройки». Люди, которые привели своих детей в нашу школу, стремились сделать все, что бы их дети стали конкурентно способными и смогли «выжить» в сложных экономических условиях. Общая культура и широкая эрудиция должны были, по их мнению, стать основой жизненного успеха ребят.

Учащиеся с первого класса были вовлечены в культурно-познавательную деятельность, сначала с помощью родителей, учителей и воспитателей, а затем в них самих сформировался азарт познавательной деятельности. Ребят не надо было уговаривать и убеждать, они сами спрашивали: «Когда пойдем снова?»

Что же происходит в настоящее время? В выходной день на экскурсию собрать группу очень трудно. Из двух классов, которые я веду, приходит, в лучшем случае, 6-10 человек. Учащиеся 4-го класса не могут сказать, что такое «Марсово поле», а восьмиклассники на вопрос: «Назовите самое большое захоронение жертв блокады в Санкт-Петербурге» не могут дать ответ.

Конечно, существует целый ряд объективных причин этого явления. Это и возможность заниматься спортом, танцами, музыкой в свободное от учебы время, и транспортные проблемы большого города и многое другое. Тем не менее, проблему освоения культурного наследия культурной столицы надо решать. Изменяющиеся условия диктуют необходимость возникновения новых решений в воспитательной деятельности.

Современный образовательный процесс трудно представить без такой его составляющей, как музейная педагогика. В основу школьной музейной педагогики положены идеи осмысления мира и индивидуальной жизни человека. Музейная педагогика решает вопрос, – каким быть человеку в этом постоянно меняющемся мире. Педагогическая цель любого музея – формирование эмоционально – личностного отношения школьников к ценностям культурного наследия, постижение мира культуры посредством знакомства с подлинниками всего того, что определяет понятие «культура».

Воспитательная функция музея в том, что он создает особую образовательную среду для формирования у учащихся целостного отношения к культурно-историческому наследию.

Но как привести школьника в музей, как сделать посещение музеев, театров, экскурсий важным событием в жизни ребенка?

В нашей школе существует такая штатная единица, как «классная дама».

В ее функциональные обязанности входит организация экскурсий, походов в театры, проведение познавательно-развивающих занятий, праздников и игр. Главной задачей своей деятельности классные дамы видят в воспитании культурного, образованного, любознательного молодого человека, любящего свой город и свою страну.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классной даме необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированными о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Безусловно, у каждого класса, как и у каждого ученика, есть своя индивидуальность. Это всегда необходимо учитывать, поэтому и план воспитательной работы и сценарий конкретного мероприятия должен быть направлен на конкретный класс. Только в этом случае можно добиться успеха.

Главным человеком в школьной жизни учащегося любого возраста является классный руководитель, поэтому важно заручиться его поддержкой и выработать общую стратегию работы с классом.
Еще одним важным условием успешной работы является установление контакта с родителями.

Психолог Л. Петрановская пишет: «Что самое главное в деле воспитания детей? А самое главное – это, конечно, родитель и его собственное состояние».

Безусловно, родители, бабушки, дедушки и вся семья формируют культурное пространство ребенка, задают ему духовно-нравственные ориентиры. Поддержка родителями всех начинаний классной дамы является залогом успешной воспитательной работы. Поэтому необходимо очень продуманно относиться к общению с родителями. Обсуждение плана воспитательной работы и ее результатов на родительских собраниях, постоянная связь с родителями с помощью современных средств связи, привлечение родителей к участию в классных мероприятиях обязательно. Совместная работа родителей, учителей, воспитателей и классных дам имеет особенное значение в начальной школе, когда только начинает складываться классный коллектив, а ребенок становится учеником. Для младших школьников взрослые являются особо значимыми фигурами, их мнение очень важно в формировании вектора развития юного ученика.

По моему мнению, в этом возрасте необходимо знакомить ребенка с историей Санкт – Петербурга и МХК и в форме уроков, и в различных видах внеурочной деятельности, в том числе в экскурсиях по городу и музеям. Ребенок должен окунуться в культурное пространство нашего города, увидеть, какие возможности оно предоставляет, влюбиться в него, в конце концов.

Именно в этот период нужно заложить фундамент культурного образования ребенка.

Необходимо использовать различные способы поощрения для участников культурных выходов.

Дети в любом возрасте любят играть. Большинство из них с удовольствием принимают участие в командных или индивидуальных конкурсах. Этот факт необходимо использовать для повышения мотивации.

посещения культурных мероприятий. При разработке очередного сценария конкурса или викторины я рекомендую использовать материалы прошедших экскурсий, познавательно – развивающих занятий, походов в театр и т. д.

В подростковом возрасте начинает наиболее интенсивно проявляться потребность в признании, уважении и самоуважении.

Именно поэтому в средней и старшей школе необходимо использовать возможности проектной деятельности предоставить условия для проявления личных качеств и знаний учащегося.

В качестве примера могу привести опыт своей работы.

Вместе с учениками 7-го класса мы подготовили виртуальное путешествие по С-Пб для учащихся нач. школы.. Маршрут путешествия был следующим: Школа (Обводный канал ) – Пл. Александра Невского – Площадь А.В. Суворова – Наб. Кутузова – Памятники Кутузову и Барклаю де Толли.

-- Сквер Говорова – школа. По ходу воображаемого движения старшеклассники рассказывали малышам о героях – защитниках Отечества таких как Александр Невский, А. В. Суворов, М.И. Кутузов, Барклай де Толли, Говоров. Кроме биографических и исторических данных ребята рассказывали о топонимике города, связанной с этими именами., Малыши активно участвовали в занятии, рассказывая старшеклассникам, что они знают об этих героях. Занятие было очень полезным и интересным и для тех и для других. Старшеклассники самостоятельно изучили необходимую информацию, подготовили выступления с учетом возраста учеников начальной школы и побывали в роли наставников. А малыши узнали много нового, сумели активизировать знания, полученные ранее, и продемонстрировать их в ответах викторины. Кроме того, пообщались с учениками старших классов, что они очень любят, и увидели в них хороший пример для подражания.

В средней и старшей школе классные дамы должны использовать опыт учителей – предметников. Многие из них раздвигают границы школьного урока и предлагают продолжить его в соответствующем музее, на экскурсии по городу, в театре и т.п. Именно они могут помочь классной даме в планировании ее воспитательной деятельности. Их авторитет и поддержка позволят успешно провести воспитательное мероприятие и, таким образом, приобщить ученика к новым граням культурного пространства города.

В свою очередь, классные дамы изучают репертуар театров, собирают и передают «из уст в уста» информацию об интересной программе, о новой выставке или новом музее, о хорошем экскурсоводе, чтобы сделать «выход» интересным и познавательным, способствуя, таким образом, возникновению желания вновь посетить музей, театр или экскурсию.

Не всегда есть возможность выехать куда-то с ребятами на автобусе, но не зря Санкт-Петербург называют городом – музеем. Всегда можно провести экскурсию по своему микрорайону, найти музей или театр в шаговой доступности.

В наше время, когда дети не хотят или не могут посещать экскурсии в выходные дни, необходимо иметь возможность выводить их в музеи в учебное время. Не правы те администраторы, которые считают, что это помешает учебному процессу. Ведь задача школы не загрузить в юного человека информацию, а в первую очередь, воспитать его как свободную, творческую, инициативную личность, способную стать активным участником любого диалога.

Работа классной дамы, как и любого воспитателя не всегда дает возможность сразу увидеть результат, но надо проводить ее планомерно и методично, и знать, что когда-нибудь из зернышка посеянного тобой прорастет прекрасное дерево – культура человека.

Литература
1. Таушканова А. О., Шанц Е. А. Роль музея в образовательном процессе школы [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 98-100.
2. Психология детства: учебник/ под редакцией А.А.Реана. С-Пб, 2006г.
3. Психология подростка: учебник/ под редакцией А.А.Реана. С-Пб, 2006г.

Интересное Личное мнение Педагогическая копилка СТАТЬИ   

Новости