Урок по курсу «Информатика в играх и задачах» ( учебник А. В.Горячев и др.). Тема «Алгоритм. Составление алгоритма»

Смелова Ольга Николаевна

Учитель

Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение гимназия № 505,

Санкт-Петербург, Красносельский р-н, 2017 г.



Планируемые результаты:
Личностные
Формирование интереса к информатике, стремления к пониманию других людей, умения слушать других, умения работать в команде.
Предметные
Ввести понятие «алгоритм», научить составлению алгоритма, поиску ошибок и исправлению алгоритма. Метапредметные
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Ход урока

1. Стадия вызова.
- Расшифруйте слово с помощью алфавита, пронумерованного по порядку, и вы узнаете тему нашего урока. (на доске записать слово алгоритм)

1

2. Составление кластера по понятию «Алгоритм»
- Мы уже встречались на уроках со словом алгоритм.
- Скажите, пожалуйста, как вы понимаете, что такое алгоритм? Отвечая, начинайте со слов: «Я думаю, что…», «Я считаю, что…» (таблички с этими фразами на доске)
Составляется кластер, например:
алгоритм
действия порядок правила последовательность памятка результат набор команд

3. - Итак, у нас получилась схема понятия «алгоритм».
- А теперь попробуйте, используя эти слова (может быть не все) составить определение понятия «алгоритм»

Слайд «Алгоритм – это…» (учащиеся продолжают предложение)
- А как вы думаете, как можно проверить, насколько правильно мы составили определение? (спросить у учителя, посмотреть в словаре, найти в интернете)
4. - Сейчас мы сравним наши определения с определением в словаре. Но сначала поработаем в группах – повернитесь друг к другу.
- Перед вами перепутанный алгоритм поиска слова в словаре.
Взять толковый словарь.
Найти в оглавлении номер страницы, на которой находятся слова на нужную букву.
Открыть эту страницу.
Зная первую букву, ищем вторую букву нужного слова в соответствии с алфавитом.
Зная первые две буквы, ищем третью букву нужного слова.
Найти нужное слово.
Прочитать его значение.
Закрыть словарь.
- Попробуйте восстановить правильный порядок, проставьте цифры около предложений в нужном порядке (чтение алгоритма). Поиск слова, чтение определения.
- Похожи ваши определения с определением в словаре? (Да. Вы молодцы!)
- А я вам ещё одно определение покажу, оно из учебника информатики. (слайд №1 с определением: Алгоритм – это последовательность действий (команд), выполнение которых позволяет достигнуть поставленной цели.)
- О чём мы не сказали, какие важные слова пропустили? (для достижения цели)
- А в жизни где вы встречались с алгоритмами? (инструкции по использованию бытовой техники, медицинские рекомендации, описание гимнастических упражнений, кулинарные рецепты и др.)
- Вы каждый день и не один раз пользуетесь алгоритмом, даже не замечая этого.
- А что произойдёт, если мы нарушим алгоритм?. («Я думаю, что... «Я считаю, что…»)
- А в общем как это сказать? (не получим нужный результат, не достигнем цели)

5. Физминутка. (Солнце глянуло в окошко, отдохнуть пора немножко)

6. Слайд №2 Леночка – весёлая, гостеприимная девочка. Она решила своих друзей напоить чаем.
Слайд №3 Но что-то у неё не получилось. Где она могла нарушить алгоритм, из-за чего ей не удалось достичь результата, т.е. угостить друзей чаем?
Слайд №4 «Заваривание чая»
- Вы видели, а может быть и сами заваривали чай, давайте вспомним последовательность действий (дети называют)
Слайд №4 – полностью (алгоритм заваривания чая)
-Где же Леночка могла ошибиться?
- Я думаю, вы запомнили, как заварить чай.

7. –Сейчас вы попробуете восстановить алгоритмы различных действий. Работать будете в группах – повернитесь друг к другу.
(Группы получают карточки с деформированным алгоритмом:
1 гр. – «Вызов врача»
2 гр. - «Пришивание пуговицы»
3 гр. - «Мытьё пола»
4 гр. – «Приготовление уроков»
5 гр. – «Решение задач» (название этого алгоритма не дано, дети дают ему название после составления) -Какое название можно дать этому алгоритму?
Слушают, обсуждают. Слайды.
- Ребята, обратите внимание, как записываются действия в алгоритме? ( в повелительной форме, в форме приказа)
- Алгоритм должен быть составлен таким образом, чтобы исполнитель – человек или устройство – смог выполнить его и получить результат.

8. - А сейчас я хочу вам предложить игру «Ханойская башня»
Очень давно в г. Ханое жили монахи, которые придумали игру, похожую на детскую пирамидку. В пирамиде всегда нижнее кольцо больше верхнего. В игре требуется перенести кольца с первого стержня на третий, беря по одному кольцу и не кладя большое кольцо на маленькое. При этом можно использовать ещё один дополнительный стержень.
- Посмотрите первый рисунок. Нужно составить и записать алгоритм переноса большого и маленького кольца с первого стержня на третий.
- О чём вы должны помнить, когда будете записывать алгоритм? ( действия в форме приказа; чтобы легче понять, действия записывать по предложениям под номером)
Второй рисунок – на следующем уроке (если сегодня не успеем).

9. Письменный ответ на вопрос «Чем алгоритмы помогают нам в жизни?»
У детей листочки с началом рассуждения:
«Я думаю, что алгоритмы помогают нам в жизни, потому что…

10. Обсуждение.

11. - Как дома вы расскажете родителям, что такое алгоритм?
– Какие задания вам было интересно выполнять?
- Какие – трудно?
Слайд «Молодцы! Вы замечательно поработали!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Вызов врача
Взять телефонный справочник.
Найти номер телефона поликлиники.
Набрать нужный номер.
Дождаться, когда ответят.
Сообщить фамилию и адрес заболевшего.

Пришивание пуговицы
Отмотать от катушки и отрезать нитку.
Взять иголку.
Вдеть нитку в иголку.
Сделать узелок на конце нитки.
Взять пуговицу.
Пришить пуговицу.
Убрать иголку.

Приготовление уроков
Сесть за стол.
Достать дневник, учебники, тетради.
Прочитать задание в дневнике.
Открыть учебник и тетрадь.
Выполнить домашнее задание.
Сложить школьные вещи в портфель

Мытьё пола
Тщательно подмести пол.
Налить в ведро тёплой воды.
Добавить немного моющего средства.
Намочить и отжать тряпку.
Протереть пол влажной тряпкой.
Прополоскать и отжать тряпку.
Вылить грязную воду.
Убрать ведро и тряпку на место.

Заваривание чая
Приготовить заварку.
Вскипятить воду.
Ополоснуть кипятком заварной чайник. Засыпать в чайник заварку.
Залить кипятком заварной чайник.
Накрыть чайник специальной грелкой.
Подождать до полного заваривания 5 минут.

Решение задач
Внимательно прочитай задачу и мысленно представь, о чём в ней говорится.
Определи, какие величины известны, а какие неизвестны. Сделай краткую запись задачи.
Подумай и объясни, как с помощью известных величин найти неизвестные.
Составь план решения задачи.
Выполни решение. Запиши ответ.

2
Игра «Ханойская башня»
Запиши алгоритм переноса трёх колец – большого, среднего и маленького - с первого стержня на третий.

3

Игра «Ханойская башня»
Запиши алгоритм переноса большого и маленького кольца с первого стержня на третий.

Без рубрики Интересное Педагогическая копилка СТАТЬИ   

Новости