Работа над задачей в начальной школе

Смелова Ольга Николаевна

Учитель

Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение гимназия № 505,

Санкт-Петербург, Красносельский р-н, 2017 г.



В обучении математике в начальной школе большая роль отводится решению задач. Именно решая задачи, дети готовятся к практической деятельности. В то же время учащиеся часто испытывают трудности при работе с текстовыми задачами. В своей практике я использую следующие виды работ, которые помогают сформировать умение понять и решить задачу.

Виды работ, которые не включают в себя явное и полное решение задачи.

1. Установление соответствия между содержанием задачи и краткой записью ( в виде чертежа, таблицы или иной формы) и, наоборот, между краткой записью и содержанием задачи. В случае несоответствия : как нужно изменить краткую запись, чтобы она соответствовала содержанию задачи.
2. Выбор среди данных задач (на определённых страницах учебника, на карточках, на доске и т.п.) той, которая соответствует данному чертежу, таблице, краткой записи.
3. Выбор среди нескольких кратких записей той, которая соответствует данной задаче.
4. Нахождение ошибок в данном рисунке, чертеже, таблице, построенных к данной задаче.
5. Выбор среди данных задач (на определённых страницах учебника) задачи данного вида.
6. Классификация простых задач по действиям, с помощью которых они могут быть решены (какие задачи решаются с помощью сложения, вычитания и т.д.)
7. Выбор задач, ответ на вопрос которых может быть найден заданной последовательностью действий, например, 1) + 2) : 3) +
8. Нахождение ошибок в решении задачи.
9. Определение смысла выражений, составленных по данному содержанию ( включать и те, которые не имеют смысла).
10. Решение вспомогательной задачи перед решением трудной для детей задачи.
11. Исключение из текста задачи лишних данных.
12. Дополнение содержания задачи недостающими для решения данными.
13. Составление задач:
- подстановка в условие числовых данных или слова;
- подстановка вопроса к данному условию; - составление задачи по краткой записи;
- составление задачи, аналогичной данной по способу решения, по сюжету, с такими же числовыми данными, но с другим решением, аналогичной данной по количеству действий, аналогичной данной, но с другими величинами;
- составление задачи по данному решению;
- составление и решение задачи, обратной данной.
14. Выбор схемы или выражения, которое является решением данной задачи.
Обоснование, почему другие схемы или выражения решением не являются, как надо изменить условие задачи или вопрос, чтобы они стали решением.
15. Предлагать задачи с вопросом, несоответствующим условию; задачи, которые начинаются вопросом в нестандартной форме (хватит ли, может ли…)

Виды работ над решённой задачей.

1. Изменение условия задачи : изменение одного или двух чисел; изменение отношения между данными ( «больше» на «меньше», «больше в…» на «больше на…» и др.); изменение условия задачи, так, чтобы результат увеличился (уменьшился).
2. Постановка нового вопроса к уже решённой задаче.
3. Постановка всех вопросов, ответы на которые ещё можно найти по данному условию.
4. Проверка задачи:
- решение другим способом;
- составление обратных задач.
5. Изменение числовых данных задачи так, чтобы появился новый способ решения или, наоборот, чтобы один из способов решения стал невозможен.

Интересное Педагогическая копилка СТАТЬИ   

Новости