Методика проведения подвижных игр

Ефремова Марина Владимировна

Учитель высшей кв. категории

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
учреждение гимназия № 505,

Санкт-Петербург, Красносельский р-н, 2017 г.



Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.
Система физического воспитания школьника, объединяющая урочные, внеклассные, внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. Каждый урок физической культуры является звеном в системе уроков, связанных в логическую последовательность, построенных друг за другом и направленных на освоение учебного материала конкретной темы. В свою очередь, темы необходимо согласовывать между собой, определить объем учебного материала с учетом этапа обучения, двигательными действиям, положительной и отрицательной переносимости учащимися нагрузок, подготовленности учащимися класса, возрастных способностей. Важнейшими требованиями современного урока является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдение гигиенических норм.

Методика проведения подвижных игр в младших классах.

Ребенок, приступивший к учебе, вынужден ежедневно проводить за столом около 4 часов в школе и до 1,5 часов дома. Однако в свободное от учения время дети этого возраста еще много играют. Они владеют всеми видами естественных движений, хотя еще не достаточно совершенны, поэтому игры, связанные с бегом, прыжками, метанием им интересны. Кроме того, все эти движения лучше всего развиваются в играх. При проведении подвижных игр среди учащихся младших классов надо учитывать анатомо-физические и психологические особенности детей этого возраста, относительную подвижность их организма различного влияниями окружающей среды и быструю утомляемость.
При занятии физической культурой очень важно учитывать особенности формирования скелета. Скелет младшего школьника продолжает формироваться. Значительная прослойка хрящевой ткани обуславливает большую гибкость костей, особенно позвоночника. Позвоночник обладает большой подвижностью у детей до 8-9- летнего возраста. Поэтому у младших школьников нередки случаи нарушения осанки и деформации позвоночника. Длительное сидение на занятиях в школе и при выполнении домашних заданий способствует этому. Резкие толчки во время приземления при прыжках, неравномерная нагрузка на левую и правую ногу могут вызвать смещение костей таза и неправильное их срастание.
Прочность опорного аппарата еще не велика, поэтому чрезмерные нагрузки на нижние конечности, когда процесс окостенения еще не закончился, могут привести к появлению плоскостопия.
Мускулатура относительно слаба (в частности, мышцы спины и брюшного пресса). В связи с этим большое значение приобретают подвижные игры с разнообразными движениями, без длительных мышечных напряжений.
В младшем возрасте продолжается развитие головного мозга.Морфологическое развитие нервной системы достигает большой зрелости. Однако функциональные показатели нервной системы еще далеки от совершенства. Сила и уравновешенность нервных процессов относительно невелики, что может приводить к быстрой истощаемости клеток коры головного мозга, быстрому утомлению. Большая возбудимость и реактивность, а так же высокая пластичность нервной системы способствует лучшему и более быстрому освоению двигательных навыков. Этим объясняется тот факт, что дети 6-10 лет легко могут овладевать достаточно сложными формами движений.
Сердечно- сосудистая система ребенка 7-9 лет отличается большой жизнеспособностью: сосуды, достаточно широкие, а стенки сосудов эластичные, что создает благоприятные условия для работы сердечной мышцы. Но функции нервной системы, регулирующие работу сердца, еще не достаточно развиты (легкая возбудимость сердца).
Для детей младшего школьного возраста характерна большая напряженность функции кровообращения и дыхания и менее экономичное расходование энергетического потенциала при мышечных нагрузках по сравнению со старшими учащимися и взрослые. У них также ниже способность выполнять мышечную работу в условиях недостатка кислорода.
Дети проявляют большую двигательную активность в играх, особенно в тех случаях, когда прыжки, бег и другие действия, требующие большой затраты сил и энергии, перемежаются хотя бы кратковременными перерывами, активным отдыхом. Однако они довольно быстро устают, особенно при выполнении однообразных действий. Учитывая вышесказанное, физическую нагрузку при занятиях подвижными играми необходимо строго регулировать и ограничивать. Игра не должна быть слишком продолжительной.
одной из форм, позволяющей осуществлять психологическую готовность детей младшего школьного возраста, является применением подвижных игр, где в условиях состязаний закрепляются и совершенствуются разучиваемые упражнения. Такие игры являются своего рода моделью для формирования у ребенка определенного стереотипа. Ее можно назвать тренировкой эмоций, морально — волевым воспитанием.
С точки зрения психофизиологии эмоции определяются как отражение мозгом величины потребностей и вероятности их удовлетворения в данный момент. Через генетический и приобретенный опыт, через сложную систему врожденных и условно-рефлекторных нервных путей устанавливается связь между потребностью и возможностью ее удовлетворения. Игра и представляется собой сбалансированную в этом плане систему.
Функция внимания у младших школьников еще недостаточно развита, они часто бывают рассеянными, переключаются с одного предмета на другой. В связи с этим им желательно предлагать короткие по времени подвижные игры, в которых большая подвижность чередуется с кратковременными передышками. Игры состоят из разнообразных свободных простых движений, при чем в работу вовлекаются большие мышечные группы. Простота и немногочисленность правил игры обусловливаются недостаточной устойчивостью внимания и относительно слаборазвитыми волевыми качествами детей 6-9 лет.
дети этого возраста активны, самостоятельны, стремятся незамедлительно и одновременно включаться в проводимые игры, а во время игры стараются в сравнительно короткие сроки добиваться заданных целей; им еще не хватает выдержанности и упорства. Их настроение часто меняется. Они легко расстраиваются при неудачах в игре,но, увлекшись ею,вскоре забывают о своих обидах.
Младшие школьники ярче воспринимают и лучше усваивают всё то,что видят, слышат, наблюдают. Однако в этом возрасте образное,предметное мышление ребёнка постепенно сменяется понятийным мышлением. Дети демонстрируют большую сознательность в игровых действиях, у них появляется умение делиться впечатлениями, сопоставлять и сравнивать наблюдаемое. Они начинают более критически относиться к поступкам и действиям товарищей по игре. Появление способности абстрактно, критически мыслить, сознательно контролировать движения позволят школьникам успешно усваивать усложнённые правила игр, выполнять действия, объясняемые и показываемые руководителем.
Правила игры руководитель должен излагать кратко, поскольку дети стремятся как можно быстрее воспроизвести всё изложенное в действиях. Часто,не дослушав объяснения, дети изъявляют желание исполнить ту или иную роль в игре. Неплохо, если руководитель расскажет об игре в форме сказки, что воспринимается детьми с большим интересом и способствует творческому исполнению в ней ролей.Этим способом можно пользоваться для лучшего усвоения игры, когда дети невнимательны или когда им нужен отдых после физической нагрузки.
Дети младших классов очень активны, но, конечно же, не могут рассчитать своих возможностей. Все они в основном хотят быть водящими, поэтому руководитель должен сам назначить их в соответствии со способностями. Водящим можно также назначить игрока, победившего в предыдущей игре, поощряя его за то, что он остался не пойманным, выполнил задание лучше других, принял самую красивую позу в игре и так далее.
Выбор водящего должен способствовать развитию детей способности правильно оценивать свои силы и силы товарищей. Рекомендуется чаще сменять водящего,чтобы как можно больше детей побывало в этой роли.
Сигналы в играх для детей младших классов лучше подавать не свистком, а словесными командами, что способствует развитию второй сигнальной системы, ещё очень несовершенны в этом возрасте. Хороши также речитативы. Произносимые хором рифмованные слова развивают у детей речь и вместе с тем позволяют им подготовиться к выполнению действия на последнем слове речитатива.
Дети этого возраста очень ранимы, поэтому не рекомендуется выводить их из игры за ошибки. Если же по содержанию игра требует временного вывода проигравших, то надо определить место для выбывших и удалять их очень ненадолго. К нарушениям в игре, наблюдению правил руководитель должен относиться терпимо, помним,что это происходит в основном из-за неопытности, неумения играть в коллективные игры и недостаточно общего физического развития детей.
Стремление детей к выдумке, творчеству реализуется в подвижных играх, которые зачастую имеют сюжетно-образный характер. Образные сюжеты становятся сложнее, чем в играх детей дошкольного возраста, так как кругозор младших школьников значительно расширяется, они овладевают навыками чтение, письма. Примерам сюжетных игр могут быть «Совушка», «Караси и щука». Для детей этого возраста очень привлекательными могут быть игры с элементами таинственности, неожиданности.
В первом классе в начале учебного года нежелательно проводить командные игры. Постепенно, с приобретение двигательного опыта и с повышением у детей интереса к коллективном деятельности, можно включать в урок игры с элементами соревнования в парах(в беге, в гонке обручей, прыгании через скакалку, в метании мяча). В дальнейшем следует разделять детей на несколько групп и проводить с ними соревновательные игры типа эстафет с простыми заданиями. При разделении игроков на соревнующиеся группы руководитель должен учитывать соответствие характера игровых действий физической подготовленности детей. А результаты действия каждого игрока за свою команду выявлять немедленно.
Преимущественно место занимают игры с короткими перебежками врассыпную, по прямой, по кругу с изменением направлений, игры с бегом типа «догоняй-убегай», с увёртыванием; игры с подпрыгиванием на одной или двух ногах, с прыжками через условные препятствия и через предметы;игры с передачей, бросанием, ловлей и метанием на дальность и в цель мячей, шишек, камешков, игры с разнообразными движениями подражательного или творческого характера. Каждая игра состоит в основном из одного-двух выше перечисленных видов движения, причём обычно они применяются обособленно или попеременно и лишь изредка в сочетаниях. Например, игра «Попрыгунчики-воробушки» построена на подпрыгиваниях, игра «Волки во рву»-на перебежках, в которые включены прыжки в длину.
Для проведения большинства игр в младших классах учителю необходим яркий, красочный инвентарь, поскольку у детей зрительный рецептор развит ещё слабо, внимание рассеяно. Инвентарь должен быть лёгким, удобным по объёму,соответствовать физическим возможностям детей. Так набивные мячи весом до одного килограмма можно использовать лишь для перекатывания и передач, но не для бросков; а для игр лучше использовать набивные мячи.
Распределять во время урока подвижные игры рекомендуется следующим образом. В основной части урока для развития быстроты и ловкости лучше проводить игры-перебежки «Волки во рву», «Гуси-лебеди», в которых дети после быстрого бега с увёртыванием, подскоками и прыжками могут отдохнуть. Игры с ритмической ходьбой и дополнительными гимнастическими движениями, требующие от играющих организованности, внимания согласованности движений, способствуют общему физическому развитию *(например, игра «Кто подходил»). Их лучше включать в подготовительную и заключительную части урока. Иногда уроки могут полностью состоять из разнообразных подвижных игр. Урок, состоящий из игр, требуют от участников владения некоторыми игровыми навыками и организованного поведения. В такой урок включают две-три игры, знакомые детям и одну-две новые.
Я рекомендую использовать подвижные игры, так как в процессе игры дети лучше усваивают учебный материал.
В результате обучения подвижным играм в начальной школе решается комплекс взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его двигательных способностей и совершенствование умений.
В этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, необходимые при дальнейшем овладении спортивными играми в старших классах.

Виднейший учёный Лесгафт П.Ф. Считал игру, как средство физического воспитания, посредством которого, ребёнок готовится к жизни.
Список литературы:
1. М.Н.Жуков «Подвижные игры»: Московская Академия, 2002 г.
2. Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. 2004 Московская Академия.
3. А.М.Максимиленко «Основы теории и методики физической культуры»: М.,1999
4. Л.П.Матвеев «Теория и методики физической культуры»: М.,1991(учебник)
5. В.И.Лях «Методика физического воспитания»: М.,1997 учащихся.

Личное мнение Педагогическая копилка СТАТЬИ   

Новости