Проектная деятельность на уроках и во внеклассной работе по географии как средство достижения личностных образовательных результатов

Виноградова Марина Валерьевна

ГБОУ Лицей № 597 Приморского района Санкт-Петербурга

декабрь 2016



Быстро меняющиеся условия жизни и труда, предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности, к личности выпускника. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их.
«Система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить» (Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 5-12.)
Именно поэтому исследовательский проект как элемент творчества учащихся сегодня часто рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность. Современный проект учащегося — это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Метод проектов — педагогическая технология, цель которой ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности.
Проектная технология способствует развитию у обучающегося важнейших компетенций:
• общенаучную;
• информационную;
• познавательную;
• коммуникативную;
• ценностно-смысловую;
• социальную;
• стремления личностного самосовершенствования.

Что же такое ученический проект? Познакомившись с мнением ведущих специалистов в этой области, попробую сделать обобщение и дать определение проекта, краткое, но вместе с тем максимально полное определение, с широким и систематизированным перечнем признаков проектной деятельности. Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.

Классификация проектов.
По содержанию проекты можно подразделить на:
• монопредметные – проекты в рамке одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.
• межпредметные – проекты, предполагающие использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.
• надпредметные (внепредметные, метапредметные) – проекты, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.
По уровню творчества выделяют проекты:
• Исполнительский
• Конструктивный
• Творческий.
По виду деятельности проекты могут быть:
• Исследовательский
• Информационный
• Игровой
• Практико- ориентированный.
По характеру контактов участников проекта выделяют:
• Внутриклассные (участники первичного коллектива)
• Внутришкольные (участники образовательного учреждения)
• Региональные
• Международные.

Условия проектной деятельности.
• Соответствие проектной задачи индивидуальным возможностям детей.
• Использование, закрепление ранее приобретенных универсальных учебных действий, социального опыта при решении проблемы.
• Диалоговый и гибкий характер взаимодействия педагога и ребенка в процессе выполнения проекта, основанный на вопросах, побуждающих ребенка к добровольному поиску, самостоятельной познавательной деятельности.
• Наличие необходимых материально- технических средств.
• Соответствие проекта экологическим и экономическим требованиям.
• Обеспечение безопасных условий деятельности детей.
• Использование образовательных ресурсов школы и окружающей среды, организация взаимодействия со специалистами, родителями, новыми людьми.
Проектная деятельность внедряется мною в учебную и внеклассную работу по географии уже на протяжении ряда лет. Примерами такой работы являются:
• Экспедиции в ООПТ( летний проект для учащихся 10-11-х классов);
• Народы России (проект для учащихся 8-9-х классов);
• Экологическая экскурсия по Приморскому району;
• Открытие и исследование территории России (8-е классы)
• Рынок. (10-11 класс)
• Выдающиеся исследователи и путешественники в Санкт-Петербурге (6-е классы)
• «Атомная промышленность Северо-запада, страхи и реальность» совместно с Образовательным центром Росатом
• и т.д.
Детально хотелось бы остановиться на проектной работе учащихся 7-х классов «Народы мира». Этот проект стал для нашего лицея традиционным, уже более 15 лет он с успехом разрабатывается семиклассниками для учеников четвертого класса, поэтому проблемы с мотивацией ребят у меня не возникает. Работа над проектом рассчитана на год и начинается в первой четверти на уроке «Население Земли», здесь получив общую информацию о населении планеты, ученикам предлагается узнать больше о народах мира.

Первый этап. Подготовка. Я предлагаю ребятам разделиться на группы с учетом интересов и дружеских привязанностей. Шесть групп:
• Народы Африки,
• Народы Австралии и Океании,
• Народы Южной Америки,
• Народы Северной Америки,
• Народы Европы,
• Народы Азии.

Второй этап. Планирование. Внутри группы я предлагаю учащимся распределить роли, например: географ-этнограф, историк-архивист, мастер по костюму, кулинар, дизайнер-оформитель, сценарист, фотограф, экскурсовод… Учитывая собственные интересы и увлечения каждая команда конкретизирует тему проекта, например «Особенности национальных костюмов и украшений у народов Африки», «Традиционная кухня народов Азии» и т.д.

Третий этап. Исследование. И для получения более полных сведений и глубоких знаний, мы отправляемся в Музей Антропологии и этнографии им. Петра Великого, с экскурсионным отделом которого поддерживаем тесные творческие отношения уже много лет, заканчивая изучение природы каждого из материков, мы выезжаем на тематическую экскурсию (шесть раз в год). В музее ребята сначала слушают экскурсовода и составляют тезисный план, а затем получают карты с заданиями по залу, в котором только что побывали, что бы ответить на вопросы в карте ученикам требуется поработать с сопроводительными текстами у витрин, просмотреть видеоролик, а порой проявить смекалку и находчивость. Маршрутные карты изготавливают для семиклассников ученики старших классов. Ученики с огромным удовольствием самостоятельно посещают выставки и экспозиции по теме «Народы мира» в различных музеях и выставочных залах города. Одновременно со сбором информации идет ее активная обработка и оформление. Собранные сведения нужно систематизировать и суметь наглядно представить и ученики сами продумывают, как будет выглядеть их работа (в виде альбома, газеты, раскладушки, презентации). Для своего итогового выступления ученики пишут сценарий, стараясь сделать его не только содержательным, но и интересным. Часто свой рассказ дополняют народными танцами, игрой на музыкальных инструментах, демонстрацией национальных игр или видов спорта. Что бы сделать выступление более наглядным изготавливаются макеты жилищ и орудий труда, шьются национальные костюмы, готовится изысканное угощение, оформляется актовый зал.

Четвертый этап. Защита проекта, оценка его результатов. В зале вдоль стен расставляем парты, это витрины каждой из команд, которые ребята оформляют по своему усмотрению, на стенах появляются газеты, плакаты. Очень важно продумать, как начать и закончить, когда проводить и сколько времени отвести. Ежегодно мы вывешиваем афиши, делаем объявление по школьному радио. Накануне мы приходим в начальную школу и рассказываем ребятам о предстоящем мероприятии, просим быть их внимательными, даем план написания отзыва. Продолжительность экскурсии 45 мин., проводим во время уроков, а после уроков выставка открыта для всех желающих до 17-00. По программе окружающий мир в 4 классе тоже изучают страны и народы, своей экскурсией ученики 7-го класса способствуют расширению знаний и повышению интереса к изучаемому предмету у начальной школы.
Всех посетивших выставку мы просим написать отзыв, что понравилось, что больше всего запомнилось, какие были недочеты. Этнографическая выставка притягивает внимание не только всех без исключения учеников школы, но и родителей, которые принимают активное участие, как в ее подготовке, так и в оценивании. Все взрослые посетители заполняют оценочные листы по 10 бальной системе.

Пятый этап. Рефлексия. С большим нетерпением семиклассники ждут отзывы о своих проектах. Подводим итоги на большом чаепитии, где читаем отзывы и пожелания, оставленные учениками и гостями выставки, и составляем цветограмму. На карту мира закрепляем цветные бумажки красного и синего цвета в зависимости от отзывав. Вторую цветограмму ребята составляют на основе своих впечатлений от проекта.

Преимущества проектной деятельности в школе налицо:
1. В корне меняются отношения «учитель – ученик»:
- ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;
- ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний;
- ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;
- ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;
- ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;
- ученик субъект обучения – учитель партнер;
- ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.
2. Педагог имеет возможность использовать разные дидактические подходы.
3. По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает.
4. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.
5. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других.
6. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.
7. Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень ИКТ-компетенции.

Какие же общеучебные умения и навыки развивает проектная деятельность у школьников?

На мой взгляд следующие:
Рефлексивные умения:
• Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
• Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? Поисковые (исследовательские) умения:
• Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
• Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
• Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)
• Умение находить несколько вариантов решения проблемы
• Умение выдвигать гипотезы
• Умение устанавливать причинно-следственные связи

Умения и навыки работы в сотрудничестве:
• Навыки коллективного планирования
• Умение взаимодействовать с любым партнером
• Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
• Навыки делового партнерского общения
• Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

Менеджерские умения и навыки:
• Умение проектировать процесс (изделие)
• Умение планировать деятельность, время, ресурсы
• Умение принимать решения и прогнозировать их последствия
• Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)

Коммуникативные умения:
• Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
• Умение вести дискуссию
• Умение отстаивать свою точку зрения
• Умение находить компромисс
• Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

Презентационные умения и навыки:
• Навыки монологической речи
• Умение уверенно держать себя во время выступления
• Артистические умения
• Умение использовать различные средства наглядности при выступлении
• Умение отвечать на незапланированные вопросы.

Однако, без сомнения, в ходе проектной деятельности могут возникнуть определенные проблемы:
1. Работа над проектом объемная, кропотливая, поэтому возникает проблема перегрузки учащихся.
2. Дети – люди увлекающиеся, поэтому работу начинают с желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями (большой объем информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования), могут бросить работу над проектом.
3. Не всегда хватает умений и навыков работы на компьютере, особенно у учащихся среднего звена.
4. Самая большая проблема для учителя – не превратиться в ментора, диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум.
5. Возрастает нагрузка на учителя.

Как же их разрешить? Основываясь на собственном опыте, предложу такой вариант:
1. Четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на учащихся; проекты проводить не часто.
2. Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми.
3. Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работы.
4. Предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника.
5. Привлечь для работы над проектом родителей, консультантов.

Список использованной литературы
1. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении./ Сост. С.Г.Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007г. – 96с.
2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, № 7.
3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? // Методист, 2004, № 1.
4. Даутова О.Б., Иваньшина Е.В., Ивашедкина О.А. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/ СПб.:КАРО, 2014.

Без рубрики Личное мнение НОВОСТИ Педагогическая копилка   

Новости