Приемы составления и использования тестов на уроке географии

Виноградова Марина Валерьевна

ГБОУ Лицей № 597 Приморского района Санкт-Петербурга

декабрь 2016



Тестовые задания далеко не новый вид дидактических материалов: тестирование практиковалось еще в 20 – 30 годы прошлого века. Начало же современных подходов к тестированию было заложено еще в 1960-е годы. В последующие годы форма заданий, требования к ним менялись, что зависело от содержания курсов географии, изменения целевых установок школьного образования, требований к объему и качеству знаний. Тесты стали разнообразнее по форме, приобрели гибкость. На помощь учителю в проверке результатов выполнения тестовых заданий пришла компьютерная техника. Тем не менее, возможности тестовых заданий раскрыты далеко не полностью. Они имеют не только контролирующую, но и обучающую функцию, например, тест, который по традиции используется как контрольное задание, можно дать ученику на уроке в качестве индивидуальной работы. Если ученик «не блещет» успехами, предложить ему выполнение теста с использованием текста учебника и карт атласа. Пусть поищет ответ и попутно обнаружит в пройденном материале то, что не заметил при поверхностной подготовке к уроку. Если ученик посильнее, простой тест ему неинтересен; ему можно предложить мотивировать отклонение других вариантов ответов. Ведь зачастую самый подготовленный ученик обычно интуитивно угадывает ответ, а мотивирование сделает этот выбор осмысленным. В другой раз он отнесется к тесту более ответственно. И в этой работе союзником ученика может быть учебник или карта. На дом можно обучающимся предложить самим составить тестовые задания.

Составление тестов - серьезная работа , не менее трудная, чем поиск ответа на них. Чтобы составить тест, надо хорошо знать тот материал, по которому собираешься работать, уметь пользоваться учебником, атласом и дополнительной литературой.

Сначала надо поставить перед собой задачу, которую необходимо решить при выполнении тестового задания. Например, вы задаетесь целью проверить, понимают ли обучающиеся роль географической среды в жизни общества. Прежде всего, вы подбираете материал для составления теста, формулировки задания. В учебнике вы находите фразу: «Географическая среда – необходимое условие жизни и деятельности общества». Эта фраза может стать основой задания, которое можно сформулировать по –разному. Например:

1. Какая среда является необходимым условием для жизни и деятельности общества?
2. Необходимым условием для жизни и деятельности общества является… (выберите вариант и закончите предложение.)
3. Общество не может выжить вне…. среды. (Заполните пропуск.)

Предположим, вы остановились на первом варианте. Вы записываете тест:
1. Какая среда является необходимым условием для жизни и деятельности общества?
a) …;
b) Географическая среда;
c) …;
d) ….

Теперь вам нужно придумать другие варианты ответов. Для этого есть два пути. Первый: вы ставите на свободные места первое, что придет в голову:
a) Питательная среда;
b) Географическая среда;
c) Арктическая среда;
d) Криминальная среда.

Другой путь: вы ставите отчасти правильные, но не полные ответы:
a) Воздушная среда;
b) Географическая среда;
c) Биологическая среда;
d) Водная среда.

Сопоставьте варианты ответов. Первый тест решить очень просто, слишком неправильны и абсурдны ответы. Второй тест решить несколько сложнее, ведь каждый ответ несет в себе долю истины, но только долю. Правильный же ответ является наиболее точным благодаря своей полноте.
Следующим важным моментом при составлении тестов является выбор оптимального количества ответов на вопрос. Два варианта могут сделать тест слишком простым и неинтересным; в шести и более – запутается и сам автор задания; лучше всего три – пять.
Если ответ на задание проверяется при помощи специальной компьютерной программы, то количество вариантов должно быть одинаковым во всех тестах.
Оценка места тестовых заданий в системе познавательной деятельности учащихся позволила выявить, что между тестовыми заданиями и проблемной ситуацией есть определенное «родство»: и то и другое содержит элемент затруднения, преодоление которого способствует активизации мыслительной деятельности, и в том и в другом случае требуется необходимый минимум знаний для начала поиска ответа. Даже этапы решения проблемной ситуации и выполнения тестового задания очень близки. Но при всей заманчивости определения тестовых заданий как элемента проблемного дидактического подхода следует признать, что в процесс решения проблемной ситуации добываются новые знания, при решении тестового задания реализуются уже полученные.

Список литературы.
1. Суслов В.Г. Теория и практика корекционно-развивающего обучения географии в школе. СПб., 2005г
2. Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе. М. Астрель, 2007.

Педагогическая копилка СТАТЬИ   

Новости