Все новое – это хорошо забытое старое

     Ольга Алексеевна Евич,

учитель начальных классов ГОУ СОШ №307 Адмиралтейского р-на г. СПб

  «Все, что я знаю, я знаю для чего мне это надо,

 где и как я могу это применить» -

основной тезис современного понимания жизни.

     С 2011 года школа перешла на новые стандарты образования. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся , которое позволит научить детей учиться, т.е. самостоятельно «добывать» нужные знания. Основной задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий(УУД). В связи с этим хочется вспомнить труд Е.В.Яновицкой «Большая дидактика и 1000 мелочей», написанный более 40 лет назад. Идеи Елены Васильевны современны как никогда и помогут всем учителям формировать УУД на каждом уроке. Страшная это опасность – безделье за партой, безделье 6-7 часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека. И ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником – в сфере мысли. Задача учителя- дать прочные знания всем. Однако уже в первом классе учащихся условно можно разделить на три группы, причем с возрастом количество «слабых» увеличивается, а количество «сильных» уменьшается. Перед учителем встает вопрос: с кем работать? Нельзя тормозить «сильных», но и нельзя упускать «слабых». В большинстве случаев учеба для ребенка не является делом личным. Они более или менее добросовестно учатся для кого-то или чего-то. Пятиуровневая система обучения, разработанная Е,В.Яновицкой, помогает понять, что учеба все-таки является  личным делом каждого, позволяет ученику максимально реализовать свой природный талант. Используя основные идеи Елены Васильевны и внося необходимые коррективы, с удовольствием применяю эту методику на каждом предмете. « Гениальность –норма здорового человека»- утверждает психологи. Система помогает учить так, чтобы учиться хотелось и училось успешно. Развиваются таланты ребенка, так как талант растет и крепнет  из чувства любви к делу, к процессу работы. Основные принципы системы: -всем интересно, всем по силам -все учатся и все учат -все подвергается контролю , самопроверке Система – непочатый край для творчества . Личностное творчество учителя, которое никто не отменял,- полноправный элемент инновации. Сила метода в его результативности. Разноуровневый подход к материалу позволяет создать благоприятные условия для классно-урочной системы( основной в школе), когда нужно в коллективе научить каждого, обучая всех. Пятиуровневая система позволяет экономить личное время учителя, т.к. факультатив для «сильных» и коррекционные занятия для «слабых» проводятся непосредственно на уроке. Содержательные особенности изучаемого материала поделены на уровни: -М-любительский(базовый) -С-профессионально-базовый -Т-профессионально-творческий Таким образом ,ученики соотносят себя с группой в зависимости от того, каким уровнем содержания темы они овладели в данный момент.   Первый уровень. Избыточная информация. Занимает 5-10% времени, отведенного на изучение данной темы. Интенсивное развитие может произойти, если только обучение опережает актуальный уровень, позволяет ориентироваться на завтрашний день развития. Материал излагается большими блоками, что позволяет его лучше осмыслить, осознать логические взаимосвязи. Ученику дается возможность увидеть всю дорогу, а не ее часть. Цель: вызвать интерес, заинтриговать, поставить долговременную задачу, разбудить любознательность, объяснить значимость(личную заинтересованность)… Средства : лекция, презентация, слайд-шоу, кроссворд….     Второй уровень. Ментерство (рационально взять главное). Занимает 30-40% времени. Под непосредственным руководством учителя дети учатся мыслить вслух, рассуждать, управлять своими чувствами, действиями. Осваивается учениками работа со схемами, алгоритмами , технологическими картами. Идет процесс накопления знаний, внутреннего осмысления, активного приобщения к систематическому труду. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, внимание направлено на осознание причинно-следственных связей. Процесс освоения нового материала переживается не как принуждение, а как победное движение по программируемой пошаговой системе, дробящей «пробы» на короткие шаги, чтобы ошибки предвидеть и, по возможности, исключить. Создается ощущение психологического комфорта за счет посильного движения вперед, созданного ощущения доступности. Этот  этап условно можно назвать «от полного незнания к некоторому пониманию. А алгоритм - строгая последовательность операций, выполнение которых однозначно приведет к положительному результату.   Третий уровень. Экспресс-диагностика. Занимает 5-10% времени. Выявляется состояние знаний учащихся. М-восприятие базового минимума. С-возникновение связей нового с ранее изученным. Т-наличие творческого потенциала. Непосредственно перед экспресс-диагностикой ученик анализирует свои знания , пытается предсказать результат. Во время работы сам выбирает задания любой степени сложности из серии задач, которые будут предложены на итоговой контрольной работе, объективно оценивая свои знания(т.е. удовлетворяет уровень любопытства к себе). После написания диагностической работы перед тем, как сдать работу на проверку, еще раз оценивает свой труд и корректирует(если это необходимо) предполагаемую отметку. После проверки работы учителем учащийся вновь анализирует результат и делает вывод. Например  такой : Подведу итоги: 
  1. Как я могу оценить свои знания?
Хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно.
  1. Что срочно необходимо предпринять, чтобы результаты радовали?
-у меня и так всё хорошо: ничего менять не нужно -у меня всё не очень хорошо, но меня это устраивает - у меня хорошие знания, но я хочу достичь большего -заставить себя ежедневно работать, чтобы знаний было больше -серьёзно работать на уроках, чтобы знания переросли в умения -любым способом добиться хороших оценок -заставить родителей за меня ежедневно работать -(свой вариант) - -   Четвертый уровень. Тренировка. 30-40% времени, отведенного на изучение темы.

«Скажи мне - и я забуду,

 покажи мне - и я запомню,

вовлеки меня - и я научусь».

         При знании теории после первых успешных опытов появляется вкус к самостоятельной работе. Интересно делать то, что умеешь, что получается. Тренировка позволяет каждому максимально реализовать свой природный потенциал. Учение – процесс коллективный, поэтому приветствуется работа в парах, группах, бригадах, творческих объединениях, волновой опрос. Каждый имеет право на свой темп развития. Поэтому, растущие успевают, успевающие растут. От психологического оберегания (на предыдущих этапах) можно перейти к закаливанию. Осуществляется переход инициативы от учителя к ученику, поощряется умение творчески мыслить, брать инициативу, возглавлять «мозговой штурм». Происходит принципиальная смена позиций : ученик действует – учитель наблюдает, реагирует. Для ребенка это период перехода от любопытства к заинтересованности, от заинтересованности к стойкой познавательной активности, от познавательной активности к научной любознательности. Какой заманчивый путь! И перед основной контрольной работой вновь проводится диагностика своих возможностей. Например : Вывод:
  1. Я умею/не умею находить часть от числа.
  2. Я                          сравнивать дроби
  3. Я                          решать задачи на движение.
  4. Я                          находить стоимость покупки.
  5. Я                          решить задачу с помощью уравнения.
  6. Я                          логические задачи.
  7. Я                           учусь в школе.
  8. Мои родители могут/ не могут на меня надеяться,                            мной гордиться.
  Пятый уровень. Объективный контроль. 5-10%. Состоит из заданий трех степеней сложности. Раскрепощенность, созданная при свободном выборе заданий, подчинена одной цели: ребенок должен учиться победно! Умение ученика увидеть все задания и понять степень своей компетентности – показатель определенного знания предмета.  А выбор заданий повышенной сложности рождает ощущение успеха: я смог! И вновь рефлексия. Ученик оценивает себя очередной раз, радуется успеху или честно формулирует причину неудачи, ставит новые задачи, учится видеть себя глазами педагогов, родителей, одноклассников. Например: Подведу итоги: 1        Как я могу оценить свои знания и умения?(отлично, хорошо, посредственно) 2        Что я умею делать хорошо?   3        Над чем нужно ещё потрудиться? 4        Как родители воспримут мои результаты? 5        Что хочу себе пожелать?   При таком подходе к процессу обучения учитель способен помочь -слабому не «озвереть» от неудач, повышать свой уровень -среднему получить прочные знания, развивать способности, увидеть свои сильные стороны -сильному не скучать, не терять время зря, творчески работать, иметь время на увлечения.  

Личное мнение СТАТЬИ   

Новости