Внедрение программы «Город как школа» в учебную и внеклассную работу по географии

Виноградова Марина Валерьевна

ГБОУ Лицей № 597 Приморского района Санкт-Петербурга

декабрь 2016



Системный характер комплексному педагогическому обучению задан шестью тесно связанными друг с другом компонентами: профессионально-содержательным, ориентировочным, мотивационным, тренировочным, регулирующее-контрольным и оценочным.
Ядром профессионально-содержательного компонента КПО ПО является международная социально-педагогическая программа «Город как школа», которая в нашем лицее несет ведущий воспитательный потенциал, имеет собственное педагогическое назначение в развитии мотивационной сферы учащихся, в создании их внутренней установки на постоянное образование и самообразование, в обучении учебному труду, адекватной оценке собственных интеллектуальных, физических и психических особенностей.
Реализация программы «Город как школа» способствует интеграции педагогической системы лицея № 597 в социокультурную, социально-экономическую и природную среду города, воплощая средообразующую парадигму в образовательной деятельности; содействует освоению школьниками навыков социального взаимодействия, знакомству с социальной средой города, благополучному вхождению в самостоятельную жизнь и профессиональному самоопределению.
На протяжении ряда лет программа «Город как школа» внедряется мною в учебную и внеклассную работу по географии. Стержнем реализации программы становятся возрастные стадии развития мотивационно-потребнотсной сферы человека. Я позволила себе выделить 3 этапа развития для каждого из которых характерны свои особенности, следовательно различные навыки и умения, которые мне хотелось бы сформировать, а потому и разные методы и формы организации деятельности учащихся.
Первый этап – 1-5 классы. На данном этапе ученики начинают знакомиться с культурным потенциалом города благодаря экскурсионной деятельности, играм, викторинам, которые проводятся учениками средних и старших классов. У ребят воспитывается положительное отношение и интерес к труду взрослых за счет участия в конференциях, которые проводят старшеклассники. Участие детей в посильном труде, способствует формированию таких личностных качеств как трудолюбие, организованность, целеустремленность. Учащиеся начальной школы являются основным объектом творческого процесса учеников второго возрастного этапа.

Второй этап – 6-9 классы для него характерно овладение учащимися политехническими умениями и навыками, приобщение к культурному, научному и историческому наследию города. На втором этапе ученики не только воспринимают информацию на репродуктивном уровне, но главное становятся активными участниками творческого процесса. В игровой форме или во время решения поставленного проблемного вопроса, работая в парах или группах, ребята анализируют, обобщают информацию, полученную в ходе посещения культурных, научно-образовательных и производственных учреждений города и стараются творчески подать ее в доступной для младших форме.
Примерами такой работы являются открытые уроки, викторины, игры по станциям, которые проводятся учащимися 7-х – 9-х классов для младших школьников, с целью помочь им освоить темы по природоведению:
• Природные зоны России (игра для 1-2 классов – 8-е класс);
• Народы мира (Этнографическая выставка для 4-х кл. – 7-е кл.);
• Россия – многонациональное государство (для 5-х кл. – 9-е кл.);
• Игры по станциям, викторины об истории, природе, экологии и архитектуре Приморского района, Комендантского аэродрома (для 2-5-го кл. – 9-е кл.) и т.д.

На третьем этапе учащиеся 10-11 классов знакомятся с научно-образовательным и промышленным потенциалом нашего города. В это время у учащихся происходит формирование самых важных общепрофессиональных умений, навыков и социальных качеств личности (социальная активность, допрофессиональная и социокультурная компетенткость). Ученики имеют возможность апробировать свои силы и возможности в различных областях трудовой деятельности. Это возможно благодаря предпрофессиональной практике, которую проходят ребята в ВУЗах и на предприятиях города. Отправляясь на практику учащиеся получают задание (образовательный маршрут) связанный с одним из учебных предметов. По итогам практики ученики делают отчет и презентацию, с которыми выступают на конференции перед учащимися 6-9-х классов (2 этапа). В своем отчете ребята отражают полученные знания о производстве (ВУЗе) и профессии, а так же результаты работы над образовательным маршрутом. Например:
• «Строительство в сейсмически активных районах» - ГУАП;
• «Природа Суздальских озер. Антропогенное влияние» - Петровская усадьба;
• «Атомная промышленность Северо-запада, страхи и реальность» Образовательный центр Росатом и т.д.

Подготовку, организацию и проведение данной работы хотелось бы рассмотреть на примере урока «Народы мира. Этнографическая выставка». Проводится это мероприятие учащимися 7-х классов для учеников 4-х классов в середине мая и представляет собой урок обобщение в форме ролевой игры.

Важнейшим этапом подготовки является планирование игры, на нем решается, как и когда конкретно разыграть идею или ситуацию выбранным способом. Для этого учителю (организатору игры) необходимо:
• Выбрать конкретный материал, на котором будет проигрываться ситуация. Это происходит в сентябре при подготовке ученикам 7-х классов образовательных маршрутов для работы в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого. На тематические экскурсии учащиеся ходят 6 раз в год, заканчивая изучение каждого материка, вместе с учителем географии. С огромным удовольствием самостоятельно посещают выставки и экспозиции по теме «Народы мира» в различных музеях и выставочных залах.
• Разделить учащихся на группы, наметить роли внутри группы. Например: географ-этнограф, историк-архивист, мастер по костюму, кулинар, дизайнер-оформитель, сценарист, фотограф, экскурсовод...
• Предусмотреть реквизит, справочные материалы и т.д. Что бы выставка была более яркой и зрелищной мы с учениками обращаемся с просьбой о предоставление экспонатов к родителям, учителям и учащимся школы, и это ежегодно приносит свои плоды.
• Обдумать, как начать и закончить, когда проводить и сколько времени отвести. Ежегодно мы вывешиваем афиши, делаем объявление по школьному радио. Накануне я лично прихожу в начальную школу и рассказываю ребятам о предстоящем мероприятии, прошу быть их внимательными, даю план написания отзыва. Продолжительность экскурсии 45 мин., проводим во время уроков, а после уроков выставка открыта для всех желающих до 17-00.
• Решить, как подвести итоги. Оформляется газета с отзывами учителей начальной школы, учеников 4-х и 7-х классов, пишутся благодарности участвующим в сборе материала родителям, учителям и ученикам других классов, проделанная работа, отчет и выступление оценивается по географии.
Учитель должен разъяснить участникам игры ее особенности, комплексный характер, порядок проведения и обсуждения. Обратить внимание на критерии оценки результатов ролевой игры.

Второй этап – это самостоятельная работа учащихся в малых группах. Приступая к решению проблемы или задачи, участники деловой игры не владеют в достаточной степени знаниями и умениями разрешения подобных проблем. Однако они стараются с помощью учителя вникнуть и глубоко понять поставленную проблему, вырабатывают навыки анализа материала и проявляют личностные способности. Здесь активно используется практический опыт каждого участника. При коллективном обсуждении в группах очень важно, просто необходимо, чтобы свою позицию, свою точку зрения имел возможность высказать каждый участник группы, чтобы каждый нашел применение своим умениям, способностям и интересам. Этому способствует четкое распределение ролей в группе.
Работая над образовательным маршрутом в ходе музейных экскурсий, посещения районной библиотеки ученики отрабатывают как общие для всего класса вопросы, так и индивидуально-групповые задания (для каждой группы, для каждого ее члена разные).
За неделю до проведения этнографической выставки проводится предзащита, где в ходе индивидуальной работы учитель знакомится с отчетом по теме, материалом экскурсии, планом оформления выставки, списком экспонатов. Ученикам даются консультации, делаются необходимые изменения. За день до игры проводятся последние приготовления. Расставляется мебель в кабинете, вдоль стен и в центре. Дизайнеры-оформители от каждой группы оформляют свои «витрины» («Народы Африки», «Народы Азии» и т.д.) К подбору материала для выставки и подготовке экспонатов подходят творчески, не только используют различные сувениры, но и многое создают сами: делают макеты жилищ, шьют элементы национальных костюмов на себя или кукол, изготавливают орудия труда и амулеты, пробуют свои силы в национальной кухне.
Рассказы для младших экскурсоводы стараются сделать доступными их уровню развития, часто в экскурсию включают отрывки из национального фольклора (песни, танцы, традиционные обряды, игры), спортивные приемы. Работа по программе «Город как школа» позволяет не только лучше изучить региональный компонент и сформировать географическое представление о Земле, но и оказывает сильное эмоциональное воздействие на школьников. Такая учебная и внеклассная деятельность требует от ее участников большой самостоятельности, инициативы, стимулирует развитие речи, приобретение способностей самовыражения, воспитывает коллективизм. В педагогическом процессе способствует организации преемственности между начальной и средней школой, развитию коммуникативной культуры.

Внедрение в педагогический мониторинг методики Н.К.Голубева, Б.П.Битинаса, Э.Н.Кирикилицы позволяет отследить продуктивность целевой программы лицея в становлении качеств, инвариантных предметной специфике деятельности. Таблица демонстрирует стартовые (2003-2004 уч.г.), промежуточные показатели (2008-2009 уч.г) и финальные (2015-2016 уч.г.). В абсолютном большинстве наблюдается положительная динамика.

Таблица


Продуктивность целевой программы воспитания в лицее № 597

 
№ п/п Критерии 2003-2004
уч. год
2008-2009
уч. год
2016-2016
уч. год
1 Социальная активность. 33,23,4
2 Учение. 2,62,93,3
3 Практически преобразов. деятельность. 2,733,1
4 Социально-экологическая культура. 2,83,13,2
5 Коммуникативная культура 2,93,13,4
6 Этический потенциал. 2,83,13,2
7 Самооценка 2,62,93
8 Отношение к физ. развитию и здоровью 2,93,33,5
9 Эстетический потенциал 3,13,43,4

Примечание. Интегральная шкала статистических показаний: 4(max) – 1(min)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
• Соломин В.П. Современные технологии в обучении географии. СПб., 2007.
• Арстанов М.Ж., Пидкасистый П.И. Проблемно-модельное обучение. Алма-Ата, 1980.
• Гидрович С.Р., Сыроежкин И.М. Игровое моделирование экономических процессов (деловые игры). М., 1976.
• Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. М.: Московский лицей, 1996.
• Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М., Знание, 1993.
• Целевая социально-педагогическая программа «Город как школа».

Главные рубрики НОВОСТИ Педагогическая копилка СТАТЬИ   

Новости