Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я — патриот»

Авторский коллектив учителей начальных классов и воспитателя ГПД ГБОУ СОШ № 307

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Антипова Ю.А., Слуцкер М.К., Мамчур М.Н.



Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2 класса
«Я - патриот»



Пояснительная записка



Внеурочная деятельность – это все виды деятельности школьника (кроме учебной), в которой возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе. Особенностями данного компонента является предоставление учащимся широкого спектра занятий, направленных на их развитие, самостоятельность ГБОУ СОШ № 307 Адмиралтейского района в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.
Все программы внеурочной деятельности во 2 классе ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 307» являются составной частью основной образовательной программы образовательного учреждения. Содержание внеурочной деятельности формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей.
Внеурочная деятельность в начальной школе ГБОУ СОШ № 307 предполагает для каждого обучающегося индивидуальный образовательный маршрут, разработанный классными руководителями.

Цели внеурочной деятельности на ступени начального образования:
- Создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора.
- Обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. -Воспитание и социализация учащихся.
Задачи внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования согласуются с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:
- воспитание гражданственности, патриотизма;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду, жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Цели и задачи внеурочной деятельности определяют её основные функции в начальной школе:
1) Образовательная – обучение ребёнка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний.
2) Воспитательная – обогащение и расширение культурно – нравственного уровня учащихся.
3) Креативная – создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности.
4) Компенсационная – освоение ребёнком новых направлений деятельности, предоставление ему определённых гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности.
5) Рекреационная – организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизиологических сил ребёнка.
6) Интеграционная – создание единого образовательного пространства школы.
7) Функция социализации – освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни.
8) Функция самореализации – самоопределение ребёнка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуации успеха, личностное саморазвитие.
Принципами организации внеурочной деятельности в ГБОУ СОШ № 307 являются: - Соответствие возрастным особенностям учащихся.
- Преемственность с технологиями учебной деятельности.
- Опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности.
- Опора на ценности воспитательной системы нашей школы.
- Свободный выбор на основе личностных интересов и склонностей ребёнка.
Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности в нашей школе:
- реализация программ, разработанных педагогами школы;
- включение ребёнка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы по пяти направлениям;
- использование ресурсов учреждений дополнительного образования города и области.
Согласно требованиям Федерального Государственного Стандарта и сопутствующих документов к организации внеурочной деятельности предъявляются следующие требования, которые взяты за основу её организации в школе:
- Внеурочная деятельность является обязательной для образовательного учреждения, но не включается в учебный план.
- Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – на достижение личностных и метапредметных результатов, что определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности:
1. спортивно-оздоровительное,
2. духовно-нравственное,
3. социальное,
4. общеинтеллектуальное,
5. общекультурное.
Пять направлений внеурочной деятельности реализуются в её 9 видах:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
- художественное творчество;
- социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
- трудовая (производственная) деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- туристско-краеведческая деятельность.
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежности России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
Программа "Я - патриот" определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в школе.
В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся.

1. Модуль "Чудесный город"
2. Модуль "Богатыри земли русской"
3. Модуль "Подвижные игры народов России"

Без рубрики Педагогическая копилка   

Новости