Влияние шахмат на развитие детей

Барашкова Наталия Александровна

Учитель начальных классов

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 505,

Санкт-Петербург, Красносельский р-н, 2016 г.



Игра является неотъемлемой формой деятельности детей. Игра необходима детям как средство удовлетворения органической потребности в самовыражении и моделировании социальных отношений.
Если ребенку захотелось научиться играть в шахматы – это хорошо. Ведь без игры, как без доброй шутки, хорошей музыки и высокой поэзии, жизнь становится скучной и унылой. А шахматы – интересная игра, в которой невидимый мир мысли и мечты проявляется в движении шахматных фигур. Это движение наполнено борьбой, огорчениями и радостью, удивительными приключениями и открытиями.
В шахматах сочетаются творчество и справедливость. Хотя игроки в шахматы и подчиняются строгим правилам, у них остается широкий простор для самостоятельности и выдумки. Бестолковая сила в шахматах может быть побеждена умением , сообразительностью и отвагой, а пешка, как Алиса в волшебной сказке, может стать королевой.
Шахматы щедро дарят «упоение в борьбе», но одновременно требуют умения мобилизовывать и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к себе.
Следовательно, шахматы сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение в детстве с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоническому развитию.
«Без шахмат нельзя себе представить воспитание умственных способностей и памяти… Шахматы должны войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры», - отмечал известный педагог Сухомлинский.
Одним из важнейших качеств шахмат является то, что они могут стать школой творчества для детей. Это – уникальный инструмент развития творческого мышления. Играя с соперником, ребенок постепенно начинает также играть и с самим собой, приходя к выводу, что моделировать ситуации и последствия ходов в уме – эффективнее, чем испытывать их непосредственно на практике. Таким образом, мозг постепенно начинает работать не только на запоминание и воспроизведение информации, но и на поиск оригинальных идей и нестандартных решений для достижения желаемого результата.
Пусть это только опыт преодоления, самообразования и самоутверждения, но благодаря мудрой игре ребенок начинает ощущать себя творческой личностью, даже если чувствует подчас творческую неудовлетворенность. Преподнося эмоциональный урок, развивая и дисциплинируя мысль, шахматы могут помочь молодому человеку реализовать себя в избранной сфере деятельности в будущем, состояться как личность.
Мешают ли шахматы занятиям в общеобразовательной школе? Практика показывает, что не только не мешают, но и помогают, хотя бы потому, что воспитывают у детей самообладание, развивают способность сосредотачиваться и контролировать свои действия.
Учите детей играть в шахматы!

Интересное Личное мнение СТАТЬИ   

Новости