Использование информационных технологий в обучении английскому языку

Бондаренко Марина Владимировна

Учитель английского языка

ГБОУ СОШ № 307,

Санкт-Петербург, Адмиралтейский р-н



Стремительный современный рост телекоммуникационной и информационно-вычислительной техники неминуемо приводит к информатизации современного образования, появляется острая необходимость в повышении качества подготовки специалистов по новому типу культуры, мышления, отвечающие требованиям нынешнего информационного общества и коммуникационного пространства, порождая возникновение противоречий: между уровнем развития информационной среды и качеством подготовки специалистов к осуществлению современной иноязычной коммуникации; между объемом информации, которая постоянно увеличивается и возможностями индивида к ее восприятию, обработке, усвоению, передаче и использованию в профессиональной деятельности. Разрешению отмеченных противоречий способствует внедрение инфор-мационных технологий в образование.
В постиндустриальные времена, которые наступили, Интернет и индустрия информационно-коммуникационных технологий стремительно вошли и органично дополнили практически все сферы человеческой деятельности, в частности педагогическую. Под их мощным влиянием все в настоящее время становится "новым" - субъект планетарных действий, экономика, политика, наука, образование..., происходит переориентация общественного сознания на необходимость овладения новыми формами, культурой коммуникации, как частью универсальной культуры, которая характеризует уровень развития современного общества . /Попов А. С. Использование современных технологий в обучении иностранному языку младших школьников [Текст] / А. С. Попов, Н. О. Ветлугина // Молодой ученый. — 2015. — №10.5. — С. 22./
Глобальные информационные сети настолько органично влились в жизнь современной цивилизации, что изъять их из нее уже невозможно. В эру информационных технологий педагог вынужден не только использовать их, но и жить, сотрудничать, конкурировать с ними. Так, на сегодняшний день значительная часть филологов используют информационно-коммуникационные технологии для проведения разных лингвистических экспериментов.
"Информационно-коммуникационные технологии" - технологии проработки информации с помощью компьютера и телекоммуникационных средств.
Прежде всего подчеркнем: связь терминов "коммуникация" и "информация" с технологиями зафиксирована в термине, который появился сравнительно недавно, - инфокоммуникационные технологии, которые подчеркивают двойной характер технологии - информационное содержание (информационная среда) и коммуникативные возможности (средство связи), созданным словосочетаниям, под которым мы понимаем систему методов и способов ввода, обработки, сохранения, вывода, поиска и передачи информации в компьютерных сетях.
Традиционно их разделяют на технологии синхронной (онлайн) (чат и ICQ) и асинхронной (офлайн) коммуникации (электронная почта, телеконференции).
Данные технологии обеспечивают как межличностную, так и одностороннюю коммуникацию; интерактивный режим работы с учебным материалом, удобный доступ к интегрированным базам знаний, справочников, сосредоточенных в компьютерных фондах, включенных в телекоммуникационную сеть; диалогизацией учебного процесса, который осуществляется в особенной информационно-коммуникационной среде (ближайшее окружение обучающегося и других субъектов образовательного процесса с использованием компьютерных и коммуникационных технологий, что обеспечивает благоприятные условия их деятельности для достижения целей образования)./Девтерова З. Р. Образовательные возможности новых информационныех технологий в обучении иностранному языку в неязыковом вузе [Текст] / З. Р. Девтерова // Молодой ученый. — 2011. — №9. — С. 204./
Иммунитет мирового лидерства супердержав, коммерческие интересы выставляют на первый план подготовку высокопрофессиональных ІТ-кадров (специалистов информационных технологий) и преподавательских кадров для ІТ-образования.
Важной характеристикой является интегративность среды, под которой мы понимаем сочетание информационных и коммуникационных возможностей, традиционных методов и современных образовательных технологий (метасреда). Другой характеристикой является многоаспектность и мультикультурность среды (мультисреда), под которой понимаются коммуникативные взаимодействия (студент - преподаватель, студент - студент, студент - содержание, и др.).
Исходя из концепции Маклюэна, в коммуникативном и социальном прогрессе общества наиболее значимую роль играет развитие технических средств (технологический детерминизм М. Маклюэна), которые неотъемлемо связаны с образовательным процессом. В действительности, пользование Интернетом начало расти в конце 1980-х - начале 1990-х годов, в связи с техническим развитием сетей./Падей Е. В. Психолого-педагогические исследования формирования коммуникативной компетенции на на-чальном этапе обучения иностранному языку [Текст] / Е. В. Падей // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 389./
На сегодняшний день за минимальное количество времени возможно найти абсолютно любую необходимую информацию благодаря поисковым систем информационного современного мира.
Так, российским пользователям доступна возможность использовать наиболее распространенные в мире поисковые системы, а именно: на русском языке такие, как Яндекс, Google, Апорт, Rambler и на английском – Yahoo, Infoseek, Alta Vista, Hot Bot (Хот Бот).
В образовательной среде используются наиболее распространенные в России электронные программы изучения иностранного языка (на примере английского языка):
1.Бриллиантовый Английский (Diamond English) - компьютерный курс английского языка;
2.Bridge to English - 2000, базовый курс английского языка;
3.Большой англо-русский, русско-английский словарь - Lingvo;
4.TOEFL - официальный тест на знание английского языка: The Heinemann TOEFL - в форматах PBT (Paper - based Test) и IBT (Internet - based Test): http://www.toefl.ru/;
5.Особенной популярностью пользуется DVD (rom) Tell Me More - полный курс английского языка, расширенный курс разговорного американского языка с элементами тестовых заданий;
6.Мир английского языка: "Шаг за шагом", Бонк Н.А;
7.Английский язык "Шаг за шагом", 2009 - интерактивный курс обучения.
Следовательно, можно утверждать, что, хотя система образования России предлагает достаточно много информационных средств изучения английского языка, однако они нуждаются в дальнейшем изучении и усовершенствовании.
Что касается компьютерной коммуникации, с ее помощью возможно ис-пользовать компьютер как универсальное средство передачи и обработки необходимой информации. Кроме того, она дает возможность получить доступ к неограниченному потоку информации, хранящейся в централизованных банках данных, позволяет открывать перед педагогом в учебном процессе весь массив знаний, доступных в информационном обществе.
Компьютерную коммуникацию следует рассматривать как процесс, суть которого заключается в взаимообмене определенной информацией между лицами, используя вербальные и невербальные коммуникативные системы, опосредованный компьютерными средствами коммуникации.
Также следует отметить, что из-за введения компьютерных коммуникаций увеличиваются требования к письменной речи, как никогда актуальным является наличие умения использовать информационные ресурсы компьютерных технологий.
К основным коммуникативным возможностям компьютерной коммуникации принадлежат:
- Мультимедийная связь, которая сочетает голос, видеоизображение и текст, что передаются по одной физической линии связи;
- Гипермедиа системы, которые стимулируют внутренний диалог пользователя, раскрывая способы мышления, способствуя сопоставлению разных позиций, побуждая к самостоятельному рассуждению и оцениванию изложенных гипотез, принятия самостоятельных решений;
- Телекоммуникационные технологии, которые базируются на общении, сближении, свободном обмене мыслями, идеями, информацией участников общего проекта.
Информационные системы поддержки межличностной коммуникации имеют следующую классификацию:
1. чат (chat) как способ быстрой личной переписки;
2. e- mail как способ отсроченной личной переписки;
3. коллективная быстрая переписка;
4. форумы как способ отсроченной коллективной переписки.
Известно, что применение информационных технологий во время изучения английского языка детерминирует интенсивность диалога. Имеется ввиду, что в случае обмена информацией с помощью электронной почты, динамика диалога задерживается, так как реализовывается в письменной форме. При помощи же компьютерных конференций, используя которые и преподаватели, и студенты отвечают на встречные вопросы и, к тому же, каждый из них принимает участие в диалоге, информационно обобщая его, достигается большая степень насыщенности диалога.
Преподавание английского языка с использованием информационно-технических средств определяется такими критериями:
1. содействовать увеличению результативности учебного процесса;
2. гарантировать неотложное и неизменное подкрепление верности и точности учебных действий любого студента;
3. увеличивать интерес и осознанность к изучению языка;
4. гарантировать оперативность обратной связи и пооперационный контроль действий студентов;
5. иметь возможность пользоваться быстрым введением ответов без долговременной их кодировки. Деятельность современного педагога связана с необходимостью применять визуализированные средства представления информации в электронной форме; собирать информацию, полученную из разных источников в разное время, и соединять ее в связанную структуру. Для этого преподаватель использует возможности компьютерных сетей, которые обеспечивают пользование средствами обмена информацией и коллективного использования аппаратных, программных и информационных ресурсов.
Таким образом, повышение мотивации к изучению английского языка у учеников и интенсификация усвоения своеобразных для этой дисциплины умений и навыков является более чем возможной. Именно поэтому представляется самоочевидной необходимостью подготовка студентов к работе в данной среде и использование средств ИКТ при изучении английского языка.
Выводы и перспективы дальнейших исследований: на основе анализа научных трудов нами было отражено, что инфокоммуникационные средства имеют огромный потенциал в подготовке студентов в процессе изучения английского языка, которые дают возможность знакомиться с разным аутентичными, текстовыми, аудио- и видео материалами, участвовать в проектной деятельности, создают условия для реализации интеллектуального потенциала студентов, воспитывает толерантность общую культуру.
В связи с этим можно сформулировать следующие требования к инфокоммуникационным средствам изучения английского языка: возможность использования при организации разных типов учебной деятельности; допустимость пополнения учебных материалов; методически аргументированный графический интерфейс; обоснованное и умеренное использование аудио- видеооматериалов; выполнимость проработки разных видов данных; сетевой и локальный режимы работы, осуществления аудиоконтроля студентов; возможность преподавателя наблюдать за процессом обучения студентов в сетевом, окружении; дружественный интуитивный интерфейс; контроль студентов с помощью качественного тестирования.
Эти средства должны предоставлять возможность усложнять задание для тех студентов, которые успешно справляются с предложенными тестами и наоборот, упрощать задания для студентов, которые чувствуют трудности при их выполнении; осуществлять сбор информации о типичных ошибках при выполнении заданий с целью их проработки, а также вести статистику ошибок из данного раздела, анализировать их и предлагать уроки для улучшения усвоения материала. По нашему мнению, более активное применение разнообразных инфокоммуникационных средств будет способствовать усвоению английского языка студентами в образовательном пространстве.

Список использованной литературы
1. Девтерова З. Р. Образовательные возможности новых информационных технологий в обучении иностранному языку в неязыковом вузе [Текст] / З. Р. Девтерова // Молодой ученый. — 2011. — №9. — С. 203-205.
2. Касьянова В. П. Использование новых технологий при обучении иностранному языку на начальном этапе [Текст] / В. П. Касьянова, Т. Л. Кучерявая // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 129-132.
3. Падей Е. В. Оценка уровня сформированности «коммуникативной компе-тенции» при обучении английскому языку на начальном этапе: критерии и показатели [Текст] / Е. В. Падей // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 391-393.
4. Падей Е. В. Психолого-педагогические исследования формирования коммуникативной компетенции на начальном этапе обучения иностранному языку [Текст] / Е. В. Падей // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 388-390.
5. Попов А. С. Использование современных технологий в обучении иностранному языку младших школьников [Текст] / А. С. Попов, Н. О. Ветлугина // Молодой ученый. — 2015. — №10.5. — С. 22-23.
6. Тенева Е.В. Использование современных информационных технологий в процессе обучения английскому языку // Культура и образование. – Декабрь 2013. - № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2013/12/1163

Без рубрики Интересное Личное мнение Педагогическая копилка СТАТЬИ   

Новости