Работа с «трудными» обучающимися в начальной школе

Горская Ирина Сергеевна

Учитель начальных классов высей кв. категории

ГБОУ гимназия No505 Санкт-Петербурга,2015 год



Проблема обучения «трудных» детей в современном мире является достаточно актуальной. В настоящее время растет число обучающихся, имеющих значительные проблемы в поведении и обучении. Данные трудности обусловлены, согласно статистике психологических исследований, медицинской патологией либо педагогической запущенностью. Проблема обучения «трудных» детей в современном мире является достаточно актуальной. В настоящее время растет число обучающихся, имеющих значительные проблемы в поведении и обучении. Данные трудности обусловлены, согласно статистике психологических исследований, медицинской патологией либо педагогической запущенностью.
В связи с вышеуказанным, к категории «трудных» детей относят обучающихся с неблагоприятными семейными условиями жизни (педагогическая запущенность) и обучающихся с дисграфией (нарушение письма) и дислексией (нарушение чтения).
Медицинская патология (нарушение внутриутробного/эмбрионального развития) и педагогическая запущенность (недостаточное внимание родителей к воспитанию ребенка/невыполнение родительских обязательств) накладывает отпечаток на развитие познавательной, эмоционально-волевой, личностной и мотивационной сферы ребенка, проявляясь в трудностях школьного обучения (низкий уровень развития универсальных учебных действий, низкая концентрация внимания, неусидчивость, слабая память, дисграфия, дислексия и т.д.). В настоящее время родители имеют право сами решать, обращаться ли им к соответствующим узким специалистам (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед) по рекомендации учителя за необходимой помощью. К сожалению, многие родители считают для себя рекомендации вышеуказанного характера не актуальными, в большинстве случаев они воспринимаются ими негативно, как предвзятое отношение к их ребенку.
В связи с этим, педагоги в современном мире сталкиваются с проблемой обучения «трудных» детей. Уже в начальных классах перед учителями встает вопрос о специфике обучения «трудных» детей. Действия педагогов ограничены в некоторой степени и педагогу, сталкиваясь с преградой в виде родительского непонимания или нежелания реально оценить обстановку, касающуюся индивидуальных познавательных и психологических особенностей ребенка, необходимо составить индивидуальный маршрут в обучении каждого «трудного» ребенка. Данная задача, конечно же, непростая, ведь наполняемость классов примерно 25-30 человек, и в каждом обычно обучается по 2-3 «трудных» ребенка.
Все обучающиеся имеют свои индивидуальные особенности, которые педагогам необходимо учитывать для продуктивного обучения.
Исходя из педагогического опыта нами был составлен ряд рекомендаций для учителей начальной школы, сталкивающихся в работе с «трудными» обучающимися:
- дважды повторять домашнее задание, индивидуально, при этом контролировать запись в дневник;
- задавать дополнительные задания по письму для развития кисти рук (при дисграфии);
- задавать дополнительные задания по литературному чтению на автоматизацию правильности произношения (при дислексии);
- заниматься с учеником дополнительно, после уроков, примерно 1-2 раза в неделю по определенным предметам;
- при проведении контрольной работы текст должен быть представлен в нескольких вариантах по уровню сложности;
- на уроках математики использовать вспомогательные задания, помощь в виде «подсказок», то есть карточки/запись на доске. На карточках могут быть использованы разные виды помощи: образец выполнения задания, показ способа решения; справочные материалы: правила, таблицы, единицы измерения, формулы и др.; вспомогательные вопросы; начало решения;
- примерно 1 раз в неделю заниматься с обучающимися арт-терапией, данные занятия не только раскроют внутреннее эмоциональное состояние «трудного» ученика, но и сблизят его психологически с учителем, тем самым облегчив педагогу процесс обучения;
- выстроить контакт с семьей «трудного» ученика (именно с начальной школы до родителей обучающегося необходимо донести информацию о возможных дальнейших результатах обучения их ребенка, подробно обговорив все познавательные и поведенческие особенности; работа с каждой семьей подобных обучающихся должна быть выстроена индивидуально).
Использование индивидуального подхода позволяет раскрыть и развить способности «трудных» обучающихся, удовлетворить образовательные потребности каждого ученика в полной мере, адаптировать весь учебный процесс к особенностям школьников, стимулировать процессы самопознания и самоопределения личности.

Список используемой литературы:
1. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. (На основе анализа их самостоятельной учебной деятельности). М.: Педагогика, 2009. - с.184.
2. Русанов В.Н. Конкурс знатоков. // Начальная школа. 2012 г. № 5-6 с. 34.
3. Русанов В.Н. Смекалка на досуге: Книга для родителей и воспитателей, детей младшего школьного возраста (3-4кл.) - Пермь. : ПГПИ, 2012 г.
4. Совершенствование обучения младших школьников. / Под . ред. А.М. Пышкало. - М.: Педагогика, 2014 г. – 128 с.
5. Урок в начальной школе. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2015, - 143 с.
6. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 2013 г.-192 с.
7. Уткина Н.Г. Материалы к урокам математики в 1-3 классах: Пособие для учителя: - М.: Просвещение, 2014-368 с., (Библиотека учителя начальных классов).
8. Уткина Т.В. Дифференцированный подход к учащимся при выполнении ими домашнего задания по математике. // Начальная школа. 2014, № 5. С.30-32.
9. Шабалина З.П. Дифференцированный подход в обучении младших школьников. // Начальная школа. 2006, № 6. С 81-85.
10. Шмелькова Л.В. Механизм индивидуализации обучения учащихся в практике работы учителя математики. Курган, - 2012. – 102 с.

Приложение 1
Пример самостоятельной работы по математике с учетом индивидуальных особенностей обучающихся для 3 класса


Вариант 1. Прочитайте выражения, укажите порядок действий, вычислите значение выражений
47+3⋅4
70-2⋅7
(9-5)⋅6
(83-75):1

Вариант 2.
Запишите выражения, вычислите их значение:
1) К числу 39 прибавить произведение чисел 3и4.
2). Из произведения чисел 6и4 вычесть число 12.
3). Число 8 умножить на разность чисел 41и 39

Вариант 3. Вставьте пропущенные знаки арифметических действий:
48....3...5=33
52...20...2=12
36...12...4=33
52...(20...2)=70

Учитель предлагает учащимся рассмотреть задания каждого варианта и ответить на вопросы: какое задание является самым лёгким и почему? В чём сложность второго и третьего вариантов?
Очень важно понять, что варианты заданий разной степени сложности предлагаются в такой системе, чтобы слабые и средние учащиеся могли постепенно переходить от менее трудных заданий к более сложным. Поэтому на последующих уроках задания для самостоятельной работы по этой теме представлять следующую систему.

Вариант 1.
Запишите выражения, найдите их значение:
1). Частное чисел 65 и 5 увеличьте на 17.
2). К произведению чисел 15 и 4 прибавьте разность чисел 87 и 69.

Вариант 2.
Вставьте пропущенные знаки арифметических действий:
15...60...15=11
90...15...15...2=36

Вариант 3.
Составьте выражения и решите:
1) Сумму двух чисел разделите на число.
2) От числа отнимите произведение двух чисел.

Как мы видим, задания, аналогичные второму варианту, теперь включены в задания первого варианта. Задания, аналогичные третьему варианту, перешли во второй вариант; в третьем варианте предлагаются задания, требующие от учащихся применения знаний в новых условиях, некоторого творчества и сообразительности.

Без рубрики Личное мнение Педагогическая копилка СТАТЬИ   

Новости