От дерева к пейзажу

Зарянова Раиса Васильевна


Учитель изобразительного искусства

ГБОУ СОШ №307 / НОУ Школа "Деловая волна"

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга


Учебное пособие


ГУАШЬ



1

Содержание
1. Предисловие
2. Материалы.
3. О характере деревьев
4. Рисунок дерева в карандаше
5. Эскизы деревьев
6. Живопись гуашью
7. Фрагменты картин

Предисловие
Чтобы написать картину гуашью, необходимо овладеть некоторыми техническими приемами, которые я хочу предложить в этом учебном пособии. Вы познакомитесь с материалами и способами их применения, общими понятиями о технике гуаши, с приемами композиции, найдете полезные советы и рекомендации, раскрывающие тайну живописи. Это учебное пособие можно использовать для учащихся тех школ, где урок изобразительного искусства не является основным предметом, а также для взрослых, имеющих способности к рисованию.
Используя это пособие, вы пройдете путь от рисования отдельных деревьев, изображения неба, земли к основному замыслу – творческой композиции традиционного пейзажа. А для того, чтобы рисующий смог правильно ориентироваться, мы сможем найти наивернейший путь к закономерному окончанию рисунка, соблюдая последовательность (стадии работы), «порядок» в работе. Этому порядку мы будем следовать на протяжении всего творчества.
Занятие живописью – это великое откровение души, восторг и радость, которые могут испытать люди, никогда не державшие кисть в руке, но способные восхищаться небесными переливами, красками земли, царством деревьев и цветов. Поэтому, в добрый путь, пусть наш труд принесет величайшее удовольствие от своей работы.

Материалы
Бумага
В работе предпочтительно использовать плотную бумагу с зернистой поверхностью, а так же подойдет картон любой плотности, который можно загрунтовать тонким слоем казеинового клея. Клей способствует сохранению яркости гуашевых красок. В данном случае для нас подойдет акварельная бумага размером 300х400, плотностью – 200 г/м2
Краски
Рекомендуется приобрести высококачественный набор художественных гуашевых красок серии «мастер класс» завода «Невская палитра» (12 цветов в банках по 40 мл.) или в отдельных банках по 100 мл. Они легко наносятся на бумагу, при высыхании приобретают матовую, бархатистую поверхность, легко размываются водой.
Кисти
В живописи гуашью применяются кисти, как с мягкими, так и с жесткими волосками: колонковые, беличьи, сделанные из щетины, плоские и круглые по форме. Для рисования мелких, средних, крупных деталей, нам потребуются кисти разных размеров: №2, №3, №5, №6, №14, №16. Чем шире будет набор кистей, тем легче сохранить масштабность мазка, следовательно, добиться большей точности и выразительности в передаче натуры.
Другие материалы
Мольберт, палитра (нужна для размещения и смешивания на ней красок), карандаш (для нанесения рисунка), губка или тряпка для удаления лишней воды с кисти.

О характере деревьев
Для того, чтобы изучить структуру дерева, его « характер», мы рисуем несколько композиций. Деревья, замечательное творение природы: маленькие и большие, худенькие и гибкие, бывают толстыми , неуклюжими, стройными по форме, разными по цвету. Весной и летом они окрашены всеми оттенками зеленого, изумрудного, оливкового цвета; осенью деревья пестрят палитрой ярких, теплых цветов, зимой – серебристый иней придает им холодные оттенки. «Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега,- вспоминал художник Игорь Грабарь,- я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазурного неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».

2

3

Классики русской литературы воспевали лирический образ березы: она белоствольная, кудрява, стройна, нежна и светла. Как красиво написал о березе А.Прокофьев:
«Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную.
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную.
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую…»

4

Образ дуба не так лиричен, как образ березы. Дуб издревле считается священным деревом, которому поклонялись славяне. Он могуч и ветвист, с мощным стволом, раскидистой кроной.

5

А вот Ива. Ей присуща гибкость и изящество. Растущие у воды, они до самой земли склоняют свои ветви-руки.
«Ветки сочные дугою
Перегнулись над водою,
Как зеленый водопад,
Как живые, как иглою,
Буд-то споря меж собою,
Листья воду бороздят…»,
читаем у Афанасия Фета
6

А вот сосна. Ее называют царственной, гордой и величавой. Сосна стала символом крепкого, могучего, одиноко стоящего дерева на утесе.
«На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой она»

М.Ю. Лермонтов


Четыре дерева, но какие они разные . Начинающему художнику, как и поэту, прежде чем начать писать, надо понять образ дерева, увидеть его строение, фактуру коры, форму кроны, без анализа, может получится банальный «скелет рыбы», с ровным стволом и ветвями, похожими на ступеньки лестницы. Наряду с подробным анализом дерева, важно научится видеть предмет целиком, но это видение приходит со временем, благодаря регулярной работе на пленере. Так ствол дерева имеет форму цилиндра, крона – различные формы, но в основном – овальные, шарообразные.

Рисунок дерева в карандаше
Художник, работая над большой картиной, использует свои наброски, эскизы, иногда обращается к фотографиям, слайдам. Но, лучшей школой для рисующего, является выход на пленер. Поэтому у художника в арсенале всегда имеется альбом для рисования, простой карандаш. Следует иметь карандаши различной твердости и мягкости, но в нашем случае лучше иметь мягкий карандаш. Графитный карандаш является наиболее распространенным материалом для учебных рисунков. Он хорошо держится на бумаге и легко поддается стиранию резинкой. Острием графита можно давать тончайшую линию. А его боковой, специально отточенной поверхностью – живой, пространственный штрих. Приступающий к работе, должен, прежде всего, усвоить, что рисунок следует вести очень легко, не нажимая касанием карандаша, не продавливая бумагу. Этим способом рисования сохраняется поверхность и фактура бумаги, что придает свежесть и прозрачность рисунку и избавляет его от затертости в исполнении.
Начиная набросок, необходимо определиться с композицией. Каким образом разместить дерево на бумаге? Композиция (лат. Compositio – составление, связывание) – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. Это важнейший организующий элемент художественной формы, придающий картине единство, цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому.
Определившись с композицией, мы начинаем рисовать карандашом ствол, крону дерева.
(1 этап рисунка)

7

Далее, прорисовываем более четко контур дерева, намечаем ветки, заштриховываем темные области на стволе, кроне дерева, усиливаем тени, не останавливаясь на проработке деталей. Видимая форма предмета обусловлена его освещенностью, которая является необходимым фактором не только для восприятия предмета, но и для воспроизведения его в рисунке. Свет, распространяясь по форме предмета, в зависимости от характера его рельефа, имеет различные оттенки – от самого светлого, до самого темного. Рассматривая освещенную сторону кроны дерева, заметим, что его плоскость, обращенная к источнику света (солнце), будет самой светлой, называемой в рисунке светом; противоположная плоскость – тенью. Полутон будет располагаться под различными углами к источнику света. Рефлекс – отраженный свет, падающий на теневые стороны. В порядке уменьшения интенсивности света, можно световые оттенки условно расположить в следующей последовательности: блик, свет, полутон, рефлекс, собственная тень, падающая тень.
(2 этап рисунка)

8

Следует обращать внимание на то, с какой стороны падает свет и с какой образуются тени. Определите игру светотени. Чтобы приблизить передний план, сделайте тени более яркими и темными. Там, где необходимо заштриховать большую плоскость, грифель карандаша лучше наклонить как можно ниже, иногда параллельно плоскости листа. Сила нажима зависит от глубины тона.
(3 этап рисунка)

9

Последний этап рисования заключается в прорисовке деталей – ветвей, фактуры на стволе дерева, листьев и травы на переднем плане.

Эскизы деревьев
Чтобы избежать ошибок при составлении основной живописной композиции, желательно сделать несколько небольших эскизов карандашом (мелкомасштабных схем), и выбрав из них лучший, можно начинать работу.

10

Живопись гуашью
Гуашь – вид клеевых водорастворимых красок, более плотный и матовый, чем акварель. Они изготавливаются из пигментов и клея с добавлением белил. Примесь белил придает гуаши матовую бархатистость, но при высыхании цвета светлеют, что должен учитывать художник в процессе рисования. С помощью гуашевых красок можно перекрывать темные тона светлыми. Гуашью можно работать на бумаге, картоне, холсте, ткани. Этот материал широко используется в декоративной живописи, при выполнении эскизов , набросков.
Чтобы правильно изобразить предмет, надо определить положение горизонта. На берегу моря или в степи горизонтом является просто линия , находящаяся между небом и видимой частью воды или земли. В иных случаях горизонт может заслоняться холмами, деревьями, различными сооружениями. Перспективным горизонтом называют воображаемую горизонтальную плоскость, проходящую на уровне наших глаз.
Выбрав понравившийся нам эскиз, приступаем к рисованию. В нашем случае линия горизонта будет находиться за двумя холмами, расположенными: один – на заднем плане, другой – на переднем плане. Тонкой линией следует нарисовать холмы, учитывая видимую часть неба. На заднем холме можно нарисовать фрагмент лесного массива На переднем холме нарисовали ствол дерева и несколько основных ветвей, тонкие ветки рисовать пока не будем, чуть касаясь карандашом, определим контур кроны.

11

Что бы передать воздушную перспективу неба, земли, увлажняем мягкой кистью бумагу и немедленно покрываем плоскость листа тонким слоем белой гуаши. На данном этапе важно сохранить влажность на бумаге, тогда краски мягко соединятся между собой и мы сможем передать эффект прозрачности неба, пышность облаков. Небо может принимать почти все цвета радуги. Тому, что оно меняет свой цвет, есть научное объяснение: когда солнце посылает свои лучи на землю, им приходится пробиваться сквозь толщу воздуха, который обволакивает нашу планету. Лучи разбрасывают частицы цвета и окрашивают небо в синие, голубые, фиолетовые, розовые, оранжевые, красные тона. Небо – это состояние, энергия, дух будущей картины. Для того, что бы передать глубину, пишем верхнюю часть неба холодными, яркими красками: синим, фиолетовым, пурпурным, церулеумом, ультрамарином. Нижнюю часть неба – более теплыми красками, не насыщенными тонами: желтой, лимонной, небесно-голубой. Переход от верхней части неба к нижней, делаем мягким и плавным, при необходимости, смешиваем краски на палитре.
Что бы контур облаков мягко смешался с красками, которыми мы писали небо, надо использовать влажность поверхности бумаги и очень быстро написать облака, сначала белой гуашью, затем добавить чуть-чуть желтой или оранжевой краски. Для передачи объема, низ облаков пишем белилами с добавлением в них фиолетовой краски.

12

Холм, расположенный на заднем плане, пишем холодными тонами цветов, смешивая их на палитре с белой гуашью, передний план пишем теплыми тонами, используя следующие краски: зеленую темную, умбру, сиену, охру, желтую.
13

Возьмем круглую кисть, предназначенную для крупных деталей, загружаем ее смесью марса коричневого и темным фиолетовым цветом. Одновременно пишем и рисуем кистью ствол дерева, используя острый кончик кисти для завершения ствола. Этой смесью надо окрасить ветки дерева. В освещенную солнцем часть ствола и веток, добавляем охру, «собственную» тень на стволе усиливаем, добавляя немного сажи газовой. Крону дерева пишем также круглой толстой кистью, используя темную зеленую, оливковую краску, охру, желтую, при необходимости, смешиваем эти краски на палитре. В освещенную солнцем часть кроны добавляем теплые, светлые тона красок: желтую, белила, охру золотистую, теневую сторону кроны пишем холодными цветами, добавляя или смешивая с зеленой темной, голубую краску, холодные коричневые цвета. Помним о рефлексах на стволе и кроне дерева, рефлексы пишем мягче, с добавлением в палитру белой краски. Для передачи пространства, воздушной перспективы, контуры дерева размываем или добавляем светлые, теплые цвета. Падающую тень от дерева пишем холодными тонами.

14

Последний этап работы предполагает организацию всей композиции, проработку мелких деталей, веток, листьев на переднем плане, изображение травы. Сухой кистью из щетины «набиваем» легкими ударами листву на деревьях, используя теплые яркие краски на солнечной стороне кроны. В некоторых местах, тонкой кистью прорисовываем веточки. Этой же кистью рисуем и усиливаем фактуру коры. На темном фоне траву рисуем светлыми цветами, на светлом фоне – темными.

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

Без рубрики Интересное Педагогическая копилка СТАТЬИ   

Новости