ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ В ШКОЛЕ –ЭТО НУЖНО?

Ромахина Елена Геннадьевна,

педагог дополнительного образования

НОУ "Бизнес-школа Деловая волна"

  За последние 2-3 года мы с вами вполне привыкли к понятиям «профиль», «профильность», «электив» и так далее. Тем не менее, дискуссий вокруг профильного обучения, вопросов родителей и сомнений школьников меньше не становится… По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 90% старшеклассников считают, что обучение в школе не позволяет им развивать и реализовывать свои способности. Кроме того, 85% утверждают, что школа не дает реальных ориентиров для жизненного определения, а 90% - говорят, что в школе они не получают возможность для профессиональной ориентации. При этом наибольшую неудовлетворенность у опрашиваемых вызывает отсутствие права выбора учебных предметов и преподавателей. Эта статья написана для того, чтобы каждый, будь это родитель, учитель или старшеклассник мог разобраться в том, что же подразумевает введение профильного образования и решить для себя – нужно ли ему это. Также мы уделим время для освещения основных целей и задач профильного экономического образования. Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года, утвержденная Правительством Российской Федерации, предусматривает отработку и введение гибкой системы профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы. Впрочем, идея эта возникла давно. Так, история формирования профильного обучения в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга и  области берет начало еще в девяностых годах прошлого столетия. Разнообразные проекты «школа-вуз», «школа при таком-то институте (университете), появление в высших учебных заведениях кафедр «дополнительного или довузовского образования»…Сегодня стало понятно, что даже подобное профильное обучение (пусть даже в отдельных образовательных учреждениях) представляет собой серьезное структурное преобразование, затрагивающее целый ряд важных составляющих школьной жизни. Долгое время мы могли наблюдать следующую картину - основная масса подростков получала общее "среднее" образование, а другая - меньшая часть (способные, часто талантливые счастливчики) - осваивала повышенный уровень в лицеях, гимназиях, "углубленке". Что делать тем, кто «не столь талантлив», чтобы учиться в лицее или гимназии, в силу разных причин просто туда не попал (место жительства, желание родителей или что-то еще)? Тем не менее, эти школьники уже имеют сформированный интерес и желание к получению конкретных знаний, им скучно в средней школе и часто, к большому сожалению, они-то и пополняют ряды самых разнообразных групп, относящихся к молодежным субкультурам. И все бы хорошо, но эти группы частенько можно назвать асоциальными. Таким образом, профильное обучение, с одной стороны, должно дать образование более интересное и направленное, чем общеобразовательная школа, с другой - не перегружать учащегося научными изысками, как это часто происходит в лицеях или гимназиях. В 2004 году впервые был разработан единый вариант учебного плана для профильных классов. Следующие три года эксперимента были затрачены на то, чтобы убедиться в способности педагогических коллективов использовать административный ресурс на повсеместное внедрение профильного обучения. В настоящий момент мы переживаем третий этап формирования учебных планов. Определились основные направления профильного обучения - гуманитарное, естественно-научное, техническое, но при этом сохранена разветвленная сеть общеобразовательных классов. Итак, мы с вами можем наблюдать, что профильное обучение при всех своих плюсах и минусах сегодня востребовано и имеет свою нишу в разноуровневой системе образования. Согласно рекомендациям Министерства образования РФ могут существовать несколько вариантов или моделей профильного обучения. Модель внутришкольной профилизации - однопрофильная или многопрофильная отдельная школа. Возможна кооперация школы с иными образовательными учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования. В условиях неизбежного дефицита учебных часов, отведенных на непрофильные дисциплины, проблемой является определение обязательного минимума содержания для базового уровня. А главное целей и задач изучения таких дисциплин в профильной школе. Уникальным может считаться опыт совмещения общего образования и образование дополнительного – профилизация охватывает те курсы, которые школьники изучают в качестве дополнительного образования. Профильные курсы изучаются после общеобразовательных, с согласия родителей и самих учеников. Нет необходимости «отнимать» заветные часы у литературы или алгебры. В качестве примера совмещения общего и дополнительного образования приведем опыт работы ОУ 307 (СПб) и НОУ «Деловая Волна», которые осуществляют совместную деятельность вот уже почти двадцать лет. «Деловая Волна» обеспечивает своим ученикам получение качественного образования в рамках социально-экономического профиля. Так, согласно рекомендациям Министерства образования РФ могут существовать несколько вариантов или моделей профильного обучения. Модель внутришкольной профилизации - однопрофильная или многопрофильная отдельная школа. Модель сетевой организации, когда профильное обучение осуществляется за счёт целенаправленного и организованного использования образовательных ресурсов ряда образовательных учреждений. Например, объединение нескольких школ вокруг наиболее сильной школы, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом, которая выполняет роль «ресурсного центра». Возможна кооперация школы с иными образовательными учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования. Каковы же основные задачи системы профильного обучения в средней школе?  Их несколько: • Дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, то есть, именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы. • Выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготовить их к решению задач различного уровня сложности. • Сориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности. • Развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности. • Выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации. • Сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы. Организация системы профильного обучения обычно такова: предпрофильные девятые классы и профильные старшие классы. В предпрофильных классах решаются следующие задачи: учебная - "научить учиться", профориентационная и задача общего развития. Но основная цель предпрофильного обучения в 9-ых классах - заранее помочь школьникам определиться с выбором будущего профиля обучения. Для того, чтобы подойти к истине ближе в понимании процесса профилизации, рассмотрим один из профилией, предлагаемых МО для реализации в школах. Итак, что же представляет собой экономический профиль в школе? Изучение экономики в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:  развитие личности в период юности, ее экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации, интереса к изучению экономических дисциплин и интереса к предпринимательской деятельности; воспитание ответственности за экономические решения; освоение системы знаний об экономической деятельности человека, фирмы и государства и основ исследовательского аппарата экономической науки, в том числе для подготовки к изучению экономических дисциплин в системе среднего и высшего профессионального образования или путем самообразования; овладение умениями находить и критически осмысливать информацию, содержащуюся в средствах массовой информации, справочниках и статистических публикациях и выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач. Содержание среднего (полного) общего образования  на профильном уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:
  • основные концепции экономики;
  • микроэкономика;
  • макроэкономика и международная экономика;
  • прикладная экономика.
Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для будущей работы в экономической сфере. Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде всего, экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо будущему экономисту. Программа по экономике предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного)  общего образования являются: -   объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах; -   решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации; -   применение математических знаний в экономической сфере; -   применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; -   умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; -   поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); -   выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); -   работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации; -   самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера; -   участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»); -   пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; -   владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Социально-экономические знания и навыки, гуманитаризация всего образования являются важным, долгосрочным способом преодоления ценностного раскола общества и приведение его к определенному консенсусу, к сознательно принимаемым решениям. Экономическое образование школьника - это процесс формирования: - ценностных ориентаций и установок на консолидацию общества; -  компетенций для организации своего поведения и защиты интересов при различных видах экономической деятельности; - у учащихся профильной школы знаний для правильного выбора жизненного и профессионального пространства. Таким образом, экономическое образование - необходимое условие формирования социальных компетенций, вооружение учащихся навыками адаптации к социальным ролям в изменяющейся экономической среде, воспитания ценностных установок в поведении. Устойчивые представления об основных принципах или понятиях экономики, как показывает опыт, возможно через межпредметные ориентиры в социализации личности. Основная задача профильного обучения обеспечение условий для реализации интересов, способностей и потребностей личности. Итак, введение профильного обучения направлено на повышение способности будущего выпускника к самостоятельному действию на рынке образовательных услуг, конструированию собственного образовательного маршрута.

СТАТЬИ   

Новости